Герой сталинской эпохи

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

19 октября 1905 года в деревне Перевалово ныне Ржевского района Тверской области в семье крестьянина родился советский военачальник, Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Иван Петрович Журавлёв.

Член ВКП(б) с 1940 года. Окончил среднюю школу в городе Колпино Ленинградской области.

В Красной Армии с 1924 года. Поступил в Ленинградскую Военно-теоретическую школу лётчиков имени К. Е. Ворошилова, в 1925 году окончил её, а в 1927 году окончил 2-ю Военную школу лётчиков в городе Борисоглебске.

С 1927 года — младший лётчик.
С февраля 1929 года — по ноябрь 1938 года И. П. Журавлёв служил в Кречевицах старшим лётчиком, командиром корабля, командиром авиационного отряда, командиром эскадрильи, помощником командира полка бомбардировочной авиации.

В 1936 году за успехи в боевой и политической подготовке командир авиаотряда Журавлёв награждён орденом Ленина.

В апреле 1938 года Журавлёв был переведён в Ленинградский военный округ на должность старшего инспектора-лётчика ВВС. Он бывал в полках, эскадрильях, проверял, как осваивается боевая техника, щедро делился с молодыми пилотами своими знаниями.

Его богатый лётный опыт пригодился в боях с белофиннами. В самом начале советско-финской войны майор Журавлёв получил задание: подготовить и провести перебазирование истребителей на новые аэродромы. Проверив машины, ознакомив весь лётный состав с предстоящей задачей, Журавлёв возглавил перелёт авиаподразделений на нужные базы. Вскоре его назначили командиром эскадрильи 85-го особого бомбардировочного авиационного полка.

Журавлёв в короткое время сумел всесторонне подготовить эскадрилью для боевых действий в любых погодных условиях Севера, днём и ночью. Когда по метеорологическим условиям самолёты не могли действовать группами, Журавлёв посылал одиночные самолёты. Лётчики успешно бомбовыми ударами нарушали деятельность железнодорожных станций и узлов Коуволга, Лумяки, Антреа, Элисенваара.

Сам командир проводил испытания по применению нового способа бомбометания: с малых высот парашютными бомбами. Для проверки эффективности бомбометания он лично совершил налёт на береговые артиллерийские позиции противника на мысу Ристниеми. Журавлёв прорвался сквозь заслон зенитного огня и сбросил бомбы по цели со 100-метровой высоты. За полтора месяца эскадрилья Журавлёва совершила 185 боевых вылетов, а командир – 18.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство майору Ивану Петровичу Журавлёву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 256).

В марте 1940 года Журавлёв был назначен инспектором-лётчиком по технике пилотирования Управления ВВС Ленинградского военного округа, затем заместителем командующего ВВС Ленинградского военного округа.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1941 года. В начале войны — заместитель командующего ВВС Северного фронта, с августа 1941 года — заместитель командующего ВВС Ленинградского фронта.

За период боёв на дальних и ближних подступах к Ленинграду ВВС фронта произвели 44216 боевых самолётовылетов, из них для нанесения ударов по наземным войскам противника — 16052, по вражеским аэродромам — 1575, по железнодорожным объектам — 135, на прикрытие своих войск и объектов — 20351, на сопровождение своей авиации — 3025, на разведку — 2178. Авиаторы фронта нанесли противнику огромный урон в живой силе и технике.

При защите Ленинграда советские лётчики проявили мужество и массовый героизм. Только за первые три месяца войны авиаторы Северного (Ленинградского) фронта уничтожили 895 вражеских самолётов, из них 583 в воздушных боях и 312 на аэродромах. За это время в небе Ленинграда было совершено более 20 воздушных таранов!

К середине октября ВВС Ленинградского фронта насчитывали 225 исправных самолётов. Для действий на восточном крыле Ленинградского фронта за внешним кольцом блокады была образована авиационная оперативная группа во главе с полковником Журавлёвым. Ему оперативно были подчинены и созданные там ранее 2-я и 3-я резервные авиагруппы.

На 17 октября 1941 года в состав группы Журавлёва входило 73 исправных и 38 неисправных самолётов. Но этого количества машин было явно недостаточно для решения всех задач, которые возлагались на группу. Кроме непосредственной поддержки сухопутных войск лётчики прикрывали водную коммуникацию через Ладожское озеро с прилегающими железнодорожными путями, Тихвинский железнодорожный узел, Волховстрой, сопровождали транспортные самолёты, доставлявшие грузы в осаждённый Ленинград.

29 октября 1941 года Журавлёву было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации». В ходе Тихвинской операции оперативная группа под командованием Журавлёва выполнила более 3 тысяч самолётовылетов на уничтожение вражеских войск и более 5 тысяч на прикрытие своих войск на поле боя, коммуникаций и объектов, сопровождение транспортной авиации, доставлявшей грузы в Ленинград.

В феврале 1942 года восточная авиагруппа ВВС Ленинградского фронта была преобразована в ВВС Волховского фронта, а генерал-майор авиации Журавлёв назначен их командующим.

ВВС Волховского фронта в основном обеспечивали наступление 2-й ударной армии. Немецко-фашистские войска при активной поддержке авиации сумели 19 марта перерезать тыловые коммуникации 2-й ударной армии. В июне врагу удалось закрыть коридор, соединявший войска, попавшие в окружение, с Волховским фронтом. Авиации была поставлена важная задача — доставлять окружённым войскам продовольствие, боеприпасы, медикаменты и даже фураж лошадям, а также вывозить раненых и больных из окружения. Основная нагрузка легла на лёгкие ночные бомбардировщики По-2, Р-5, Р-7, наиболее приспособленные к взлёту и посадке на ограниченных необорудованных площадках. На транспортировку грузов для окружённых войск была задействована вся авиация Волховского фронта.

С 27 июня 1942 года и до конца войны генерал Журавлёв командовал 14-й воздушной армией Волховского фронта, которая в 1942 году участвовала в Синявинской наступательной операции, в январе 1943 года прикрывала с воздуха перешедшие в наступление советские войска, прорвавшие блокаду Ленинграда. 30 апреля 1943 года И.П. Журавлёву было присвоено воинское звание «генерал-лейтенант авиации».

В январе 1944 года армия под командованием И.П. Журавлёва участвовала в Ленинградско-Новгородской операции, в том числе в освобождении Великого Новгорода. С апреля 1944 года армия действовала в составе 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов и отличилась в Псковско-Островской, Тартуской, Рижской, Прибалтийской наступательных операциях. В ноябре 1944 года армия выведена в резерв Ставки Верховного Главнокомандования и её командующий более в боевых операциях не участвовал.

После войны генерал-лейтенант авиации И.П. Журавлёв продолжал командовать 14-й воздушной армией. В 1948 году окончил Высшие академические курсы при Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова. С июля 1948 года — командующий ВВС Беломорского военного округа. С мая 1950 года — командующий 76-й воздушной армией.

В феврале 1956 года И.П. Журавлёв по состоянию здоровья был уволен в запас. Жил в Ленинграде. Активно участвовал в патриотическом воспитании молодёжи. По его инициативе был создан музей боевой славы в школе № 27 Великого Новгорода.

27 июня 1985 года Журавлёву Ивану Петровичу присвоено звание «Почётный гражданин Великого Новгорода». Являлся также почётным гражданином города Волхов Ленинградской области.

Умер 3 мая 1989 года. Похоронен на кладбище поселка Репино Курортного района Санкт-Петербурга..

Награждён тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Богдана Хмельницкого 1-й степени, двумя орденами Суворова 2-й степени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 11-ю медалями, иностранным орденом.