ХТ-26/БХМ-3 — советский лёгкий химический (огнемётный) танк

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

ExXcCWvwhxoОгнеметы, появившись, как и танки, в ходе первой мировой войны, очень скоро зарекомендовали себя эффективным средством при прорыве полевой обороны и штурме фортификационных сооружений противника.
Господствовавшие в 20-ые и 30-ые годы взгляды на характер ведения наступательных операций, кроме воздействия на всю глубину обороны противника, требовали также и высоких темпов наступления. Поэтому, к началу 30-ых годов советскими военными теоретиками была сформулирована мысль о необходимости создания бронированных машин, вооруженных мощными огнеметами, которые можно было бы использовать для уничтожения противника, обороняющегося в полевых укреплениях и фортификационных сооружениях.

С началом массовой механизации РККА идея огнеметной бронированной машины начала получать свое реальное воплощение.
Отдельные источники указывают, что первые опыты по созданию огнеметной бронемашины проводились с использованием танкетки Т-27, на которую устанавливался огнемет с дальностью стрельбы до 25 метров.
К сожалению, более подробная информация по данной машине отсутствует.

Первый реальный огнеметный танк был создан в Институте Химобороны в 1931 году на базе танка Т-18. Новая машина получила наименование ОТ-1. Бак с огнесмесью (мазут-керосин) с баллоном сжатого воздуха монтировался на «хвосте», а брандспойт располагался в башне на месте 37-мм орудия. Для воспламенения огнесмеси использовались автомобильная свеча и дополнительная бензиновая магистраль, причем бензин подкачивал командир танка из основного топливного бака перед стрельбой.
Из-за сложностей с приводами в ОТ-1 отказались от кругового вращения башни, но это считалось нормальным.
Дальность огнеметания составила 30-35 м.

Опыт, накопленный при работе над ОТ-1, был использован при создании серийных огнеметных танков, которые массово применялись в РККА в 30 годы.

Говоря об этих машинах, в первую очередь следует упомянуть танк ОТ-26, созданный на базе двухбашенного варианта Т-26 в 1933 году. В отличие от линейного прототипа, левая башня была демонтирована, а в корпусе под ней разместили огнеметное оборудование — резервуар для огнесмеси на 360 л, три баллона со сжатым воздухом, бензиновый бачок емкостью 0,7 л, брандспойт и систему зажигания. В правой башне устанавливался огнемет пневматического типа и пулемет ДТ (боекомплект 1512 патронов). Наведение огнемета и пулемета на цель осуществлялось с помощью плечевого упора. Кроме огнемета, танк оборудовался системой дымопуска. Масса этого танка составляла 9 т, а экипаж состоял из двух человек.

Другой танк — ОТ-130 — строился, начиная с 1936 года, уже на базе однобашенного варианта Т-26. Башня была смещена вправо относительно продольной оси танка. Слева от нее находились два резервуара для огнесмеси общей емкостью 400 л. Дальность огнеметания на смеси мазута с керосином составляла 50 м. Количество односекундных выстрелов — 40. За один выстрел выбрасывалось 9 литров огнесмеси, которая поджигалась от факела горящего бензина, а бензин — от электрозапальной свечи. Масса танка — 10 тонн, экипаж — два человека.
В 1938-40 гг. огнеметные танки модернизировались (ОТ-131, 132, 133). ОТ-133 имел помимо огнемета два пулемета и достиг массы 10,5 тонн.

В 1940 г. появился огнеметный танк ОТ-134 массой 10,8 т, экипаж — три человека. В конической башне сохранилось вооружение — 45-мм пушка и пулемет, а огнемет установлен в переднем верхнем листе корпуса (дальность огнеметания — 50 м). Все огнеметные танки имели оборудование для постановки дымовых завес. Поэтому их в 30-е годы называли «химическими».
Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть огнеметных танков оставались без изменений. Радиостанциями они не оборудовались. Помимо огнеметов танки оснащались приборами распыления отравляющих веществ. Для последней цели на надгусеничных полках устанавливались два резервуара по 200 л каждый. При скорости движения танка 12 км/ч ширина полосы заражения составляла 25 м, а общая площадь зараженной одной машиной местности — 10 000 кв.м. Всего в «химическом» варианте было выпущено около 1,5 тысячи боевых машин. Из них формировались химические танковые батальоны и даже бригады. В состав бригады входило около 150 машин. Всего было сформировано три бригады. Также танки распределялись и по мехкорпусам — по штату их было 52.

Впервые огнеметные танки были применены в августе 1939 года во время боев на реке Халхин-Гол по ликвидации 6-й японской армии. В ходе этих боев четверо танкистов-огнеметчиков 6-й танковой бригады: помощник командира роты боевого обеспечения ст. лейтенант Ф. Я. Спехов, командир взвода огнеметных танков мл. лейтенант Д. Ф. Козлов, механики-водители огнеметных танков младший командир И.И. Бранец и рядовой С. Т. Поднавозный, проявившие героизм в боях с японскими самураями, удостоены звания Героя Советского Союза.

В период вооруженного конфликта с Финляндией в 1939-1940 гг в боях принимало участие уже несколько батальонов и отдельных рот огнеметных танков.
За мужество и героизм, проявленные при прорыве «линии Маннергейма», командиру взвода огнеметных танков 37-й отдельной роты боевого обеспечения 35-й танковой бригады мл. лейтенанту А. Я. Тараканову, командиру огнеметного танка той же роты Ф. П. Павлову и старшему механику-водителю огнеметного танка Ф. Ф. Кротову также присвоено звание Героя Советского Союза.
Опыт применения огнеметных танков на Халхин-Голе и в Финляндии подтвердил высокую эффективность этого вида вооружения, но и поставил перед конструкторами проблему увеличения дальности стрельбы, усиления броневой защиты и указал на необходимость сохранения в танке пушечного вооружения.
Эти проблемы решались уже путем создания огнеметных танков на базе новых танков КВ и Т-34.

Год разработки: 1933 г.
Год производства: 1933 г.
Боевая масса: 9 т. Тонн
Двигатель:
a. Скорость: 30 км/ч км\ч
b. Запас хода: 150 км. км
Броня:
a. Лоб: 15мм. мм
b. Борт: 15мм. мм
c. Корма: 15мм. мм
d. Рубка: 15мм. мм
e. Корпус: (верх) 15мм. мм
f. Корпус: (низ) 15мм. мм
g. Крыша/Днище: 15мм. мм
Экипаж: 2 чел. чел.
Вооружение: Один огнемет, один пулемет 7.62мм.

y0RhLPU1VQI

1pl6mVPeocc

Cyp8Zz5T7YU

uGILP47gd8g

EIemx0LpG7I

Pe5W5yMuwlo