Этноконфессиональные связи тюркских народов с калмыками в Нижнем Поволжье и Предкавказье

Пожалуйста, помогите порталу!

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!

Викторин Виктор Михайлович (Астрахань)

Этноконфессиональные связи тюркских народов с калмыками в Нижнем Поволжье и Предкавказье

Этнические контакты ойрато-калмыков с тюркским миром начались задолго до их переселения в Нижнее Поволжье. В названии основной приволжской группы калмыков — «торгоут», «тургут», как представляется, отчетливо виден компонент «тюрк». И в движение калмыцких орд нач. XVII в., тогда кочевых шаманистов, к Волге была втянута часть тувинцев, алтайцев, кыргызов-хакасов, имена которых прослеживаются до сих пор в родовой структуре калмыцкого народа [I]. При переселении же калмыки вступали в многообразные связи с кыргызами тянь-шанскими, казахами, затем ногайцами, туркменами т.н. «кавказской» группы [2]. А среди этих этносов было уже, хотя в разных формах и степени, распространено мусульманство.

После достижения калмыками берегов Волги к 30-м гг. XVII в., а также их перехода на правый берег в 1644 г., распространения в Предкавказье, контакты их с народами тюркской языковой группы стали еще более широкими. Чему, кстати, не слишком препятствовал укоренившийся среди большинства калмыков в сер. XVII в., уже на новых местах обитания, буддизм-ламаизм. Ведь бытовые верования и представления кочевых тюрко-монгольских народов (культы «тэнгри», «оваа», явление «бакши») продолжали оставаться весьма сходными.

По исследованиям ученых-лингвистов, в языках тюркских этносов, соприкасавшихся с калмыками на рассматриваемых территориях, имеется ощутимый пласт калмыцкой лексики. Зафиксировано и обратное влияние [3]. Значительная часть ногайцев, как и туркмен Северного Кавказа, некоторое число казахов, ушедших в правобережье, вплоть до 70-х гг. XVII в. находились под властью калмыцких тайши и зайсанов, кочевали с их улусами на правах «припущенников». С другой стороны, периферийные группы калмыцкого этноса во взаимодействии с соседними народами приобретали новое, своеобразное историческое развитие.

В конечном счете, происходила взаимная ассимиляция отдельных групп и калмыков, и соседних тюркских народов, обычно ускорявшаяся изменением религиозной (конфессиональной) принадлежности представителей таковых, а также некоторыми другими, внешними факторами социально-экономического порядка.

Однако эти естественные процессы были весьма сложными и противоречивыми. Так могло иметь место и возвращение к «прежней» конфессии. Очень характерно, что ассимиляция общностей, утрачивавших свою этническую определенность, происходила, но не с этносом первоначального контакта, а с другим, хотя и близким первому, — т.е. при контакте вторичном.

Одна из калмыцко-дербетовских групп была в 20-х гг. XVIII в. захвачена крымскими татарами и уведена вглубь Крымского полуостова, обращена там в мусульманство. Она возвратила себе свободу лишь в 1783 г., при присоединении ханства к России. В документе из Государственного архива Астраханской области «О шеретовских калмык-татарах» за 1816 г. они утверждали: «Предки нас были природные калмыки, ушедшие в Крым, где приняли магометанскую веру, и при покорении Крыма выведенные с прочими…, явясь у находившегося тогда в Черкасске… графа Александра Васильевича Суворова, получили… проезд в Дербетевский улус… по большему праву… принадлежности к калмыкам, нежели татарам…» [4 ].

Калмыки называли эту группу «шереты», себя именовали они «хазлар» (от «хаджи»), ногайцы и туркмены произносили «казлар». В 1836 г. их насчитывалось 4 кочевых аула, 146 кибиток и 937 чел. [5]. Главным аулом было с. Кучерла (бывш. Шерет) современного Туркменского района Ставропольского края. Но оно распалось в голодные 30-с гг. XX в., хотя память о «присоединившихся к туркменам калмыках» жила у старожилов до самого последнего времени [6]. Разъехавшиеся жители Шерета растворились среди туркмен Предкавказья, есть род «казлар» и среди ногайцев. Первый же этнический контакт, напомним, был у калмыков-шеретов с крымскими татарами. Принадлежность к мусульманской конфессии выделяла их в калмыцком этносе, создавала «приграничную» этнокультурную ситуацию. Но закономерные этнические процессы оказались нарушены общественными и хозяйственными неурядицами в стране и крае.

«Томуты» («тагмуты», «томгуты») — это, по происхождению, — казахи, переведенные калмыками в 1644 г, через Волгу. Русские источники называли их «томгутские татары». По документу из Госархива Астраханской области от сер. XVIII в., «в давних летах вышло в калмыцкие улусы из киргиз-касацкой орды несколько киргис-касак с фамилиями их…, женились на калмычках и своих дочерей выдавали за калмык… и все носили калмыцкие шапки с кистями и назывались томуты» [7].

Таким образом, шли явные процессы деэтнизации и ассимиляции тюрок, казахов-томутов, среди калмыков. Но, что любопытно, сама этническая группа томутов оказалась подразделена на две подгруппы, уже по конфессиональному признаку. Одни томуты сохраняли мусульманство, другие же сменили религиозную принадлежность, восприняв вероучение буддизма-ламаизма. «Содержали прежний их магометанский, а некоторые из них приняли и калмыцкий закон…» [8].

Насколько позволяют судить полевые исследования автора, именно это этноконфессиональное разграничение оказалось решающим в ходе дальнейших ассимиляционных процессов, затронувших группу томут, чье название теперь забыто, в сообщениях информаторов не отмечается.

Томуты-ламаисты полностью ассимилировались с калмыками (роды казахского происхождения встречаются у последних), а томуты, сохранившие ислам, — опять же с другим, хотя близким, этносом, ногайцами-утарами (алабугатцами) Каспийского района республики Калмыкии. Известно, что в последний момент их самостоятельного существования, по переписи «оседлых и в степи кочующих татар» от 1782 г., «томгутские татары», освободившись от власти калмыков, жили рядом с предками утаров-алабугатцев. И отмеченный Л.Ш. Арслановым среди утаров род «черкеш», типичный для казахов малого и внутреннего (букеевского) жузов, можно считать свидетельством вхождения томутов-мусульман в состав ногайцев-утаров.

Среди тех же утаров-алабугатцев, смешанной группы ногайского происхождения, имеется еще загадочный пока род «кыргыз». По архивным свидетельствам, известна и орда «бурут», пришедшая в конце 50-х гг. XVIII в. вслед за калмыками на Волгу. Ее считали по происхождению казахами (Т.А. Трофимова), кыргызами современной Киргизии (Н.А. Аристов), сибирскими хакасами (Л.П. Потапов), разнородный группой (У.Э. Эрдниев).

В любом случае, этнический, а, вероятно, и конфессиональный статус «кыргызов-бурутов» претерпевал в их истории изменения. Есть основания полагать, что были они неоднократными и по-разному затрагивали потомков этой группы населения.

Если это были кыргызы сибирские, то от шаманизма с возможным ламаистским влиянием они проделали эволюцию, восприняв мусульманство, а их потомки являются среди ногайцев-утаров самым уважаемым родом.

Все приведенные примеры показывают сложность этнических процессов в поликонфессиональной среде, заметное влияние последней на историю отдельных групп, народов-этносов в целом.

Фактический материал региона Нижнего Поволжья и Предкавказья свидетельствуют, что здесь в указанные процессы были втянуты, как правило, сразу несколько этносов со сложной структурой конфессиональных подразделений внутри них.

Мы имели дело с взаимодействием ислама с буддизмом-ламаизмом на общем фоне кочевого шаманства. В случаях с шеретами и томутами контактировали три этноса: этнос-основа, этнос-первичный ассимилятор и этнос-ассимилятор итоговый, вторичный. Такая ситуация достаточно любопытна, выводит на широкие типологические параллели.

1. См.: Эрдниев У.Э. Калмыки. Историко-этнографические очерки. Элиста: 1985, С. 27-28, 46-47.
2. Там же, С.60-63.
3. См.: Арсланов Л.Ш. Формирование островных говоров татарского языка (говоры Астраханской и Волгоградской областей). Казань: 1983.
4. Гос. архив Астраханской области, ф.1, оп.3, ед. хр.557, л.З.
5. См.: Бентковский И.Г. Историко-статистическое обозрение инородцев-магометан, кочующих в Ставропольской губернии, ч.1. Ставрополь: 1883, С. 86-87.
6. Полевые заметки автора в Туркменском районе Ставропольского края, сентябрь 1991 г.
7. Гос. архив Астраханской области, ф. 394, оп.1 доп., ед. хр. 201-а, л.45. Впервые приведен А.Г. Митировым (г. Элиста).