Ключница Пелагея и Астрахань

Пожалуйста, помогите порталу!

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!

222020_original

Сергей Тимофеевич Аксаков
Аленький цветочек. Сказка ключницы Пелагеи
Сказку «Аленький цветочек» записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 — 1859). Он услышал её в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести «Детские годы Багрова-внука»: «Скорому   выздоровлению  моему  мешала  бессонница…  По совету тётушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая  мастерица  сказывать  сказки  и  которую даже покойный дедушка любил слушать…  Пришла  Пелагея,  немолодая,  но  ещё белая,  румяная…  села  у  печки  и  начала говорить, немного нараспев: «В некиим царстве, в некиим государстве…»
Нужно  ли  говорить,  что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного?
На  другой  же  день  выслушал  я  в другой раз повесть об «Аленьком цветочке». С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея   ежедневно  рассказывала  мне  какую-нибудь  из  своих многочисленных сказок.  Более  других  помню  я  «Царь-девицу», «Иванушку-дурачка», «Жар-птицу» и «Змея Горыныча».
В  последние  годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, её замечательную  сказку  «Аленький  цветочек»  и  записал  её  по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году  и  с  тех  пор стала у нас любимой сказкой.
Иллюстрация Н. Куприянов. Ключница Пелагея и Сережа Багров. Иллюстрация к сказке С. Т. Аксакова ‘Аленький цветочек’ 2001 год

А знаете ли вы, уважаемые читатели моего ЖЖ, что ключница Пелагея долгое время жила в Астрахани?
В «Воспоминаниях», прервав последовательность повествования, Аксаков рассказал историю Пелагеи:
«Ключница Пелагея была в своем роде замечательная женщина: очень в молодых годах бежала она, вместе с отцом своим, от прежних господ своих Алакаевых в Астрахань, где прожила с лишком двадцать лет; отец ее скоро умер, она вышла замуж, овдовела, жила внаймах по купеческим домам и в том числе у купцов персиян, соскучилась, проведала как-то, что она досталась другим господам, именно моему дедушке, господину строгому, но справедливому и доброму, и за год до его смерти явилась из бегов в Аксакове. Дедушка, из уважения к такому добровольному возвращению, принял её очень милостиво, а как она была проворная баба и на все мастерица, то он полюбил её и сделал ключницей. Должность эту отправляла она и в Астрахани. Пелагея, кроме досужества в домашнем обиходе, принесла с собою необыкновенное дарование сказывать сказки, которых знала несчетное множество. Очевидно, что жители Востока распространили в Астрахани и между русскими особенную охоту к слушанью и рассказыванью сказок. В обширном сказочном каталоге Пелагеи вместе со всеми русскими сказками находилось множество сказок восточных, и в том числе несколько из «Тысячи и одной ночи». Дедушка обрадовался такому кладу, и как он уже начинал хворать и худо спать, то Пелагея, имевшая еще драгоценную способность не дремать по целым ночам, служила большим утешением больному старику. От этой-то Пелагеи наслушался я сказок в долгие зимние вечера. Образ здоровой, свежей и дородной сказочницы с веретеном в руках за гребнем неизгладимо врезался в моё воображение, и если бы я был живописец, то написал бы ее сию минуту, как живую».
Аксаков С. Т. Собрание сочинений в 5 т.
М., Правда, 1966; (библиотека «Огонек»)
Том 2. — 500 с. — с. 5-157.