Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!
Пушкин в каждом сердце (Астрахань)
05.06.2010 11:00
Галина Маркина (Астрахань)
Галина Маркина: Скажите, пожалуйста, 6 июня — Вам эта дата о чем-нибудь говорит?
— Ох, говорит. День рождения Пушкина.
Галина Маркина: А почему так вздыхаете?
— Потому что жалко Пушкина, потому что его нет вот в это время, в которое мы живём.
Галина Маркина: Какие-нибудь строки Вам вспоминаются?
— «У Лукоморья дуб зелёный…» Кот и так далее. Конечно, много у него, но сразу всё не припомнишь. Ну, вспоминается няня. «…Где большая кружка…»
Галина Маркина: Вот так по крупицам мы собираем отрывки из необъятного творчества Александра Сергеевича Пушкина. В повседневной жизни сложно сразу без подготовки прочитать четверостишие, однако какой-то поворот событий – и вдруг ситуацию мы можем проиллюстрировать строкой из произведений Пушкина. Вот что рассказал геолог и пушкиновед Василий Лихобабин:
Василий Лихобабин: У Пушкина есть такая строки, где он говорит – «Гляжу на дуб уединённый…». И вот я посадил этот дуб, три года он не давал побегов. Я приходил всё это время поливал его, и на третий год такие побеги хорошие появились. Тут пришли мичуринцы и срезали его. Я переживал, но он дал побеги. Теперь растёт. Это ему Александру Сергеевичу.
Галина Маркина: Благодаря своим поклонникам, Пушкин стал почти мифологическим героем, как Орфей, отчасти как Моцарт. Говорит кандидат педагогических наук, руководитель детского ансамбля «Волшебные флейты» Валентин Аверочкин.
Валентин Аверочкин: Три основных вехи, которые всему человечеству дали понять, что искусство превыше всего. «А кто поёт, тот не приносит зла». Вот Орфей, вот Пушкин — певец. Моцарт то же, как и Пушкин. Просто сказав «Моцарт», мы уже представляем огромный гениальный мир чувств, мир красоты и такое понятие вечности. В этих именах заключено вечное стремление человечества к красоте, к любви и к возвышенному, ощущению себя в этом мире.
Галина Маркина: К сожалению, большинство почитателей Пушкина обделили своей любовью его супругу Наталью Николаевну Гончарову. Неким адвокатом Натальи Гончаровой выступила главный библиотекарь Кадрия Плеханова.
Кадрия Плеханова: Почему никто не прислушивается ни к пушкинским словам, ни к его как бы завещанию. Если мы любим гений его, прозорливость… Ну, почему отказываем мы в таком человеческом понимании Наташи. Он говорил, что «чище и добрее вообще не знаю существа». Дурной человек не смог бы в такой дружбе воспитать всех детей и от Пушкина, и Ланского троих деток. Она сберегла их жизни, она не дала возможности разграбить деньги, которые выбили получены после продаж посмертных изданий Пушкина. Она сберегла эти деньги на ученье и на леченье.
Галина Маркина: Что же касается наследия Пушкина, то некоторые уникальные экземпляры и публикации хранятся в библиотеке имени Крупской. Рассказывает заведующая отделом редких книг Зоя Маломётова:
Зоя Маломётова: У нас сохранилось много периодики старой. И вот самая-самая старая публикация Пушкина — первое стихотворение, которое вообще было опубликовано к другу, вот это у нас есть. Это журнал «Вестник Европы» 1814 года. Например, ещё одно сверхраритетное издание — это «Евгений Онегин» VI глава. Ну, и такой великолепной изюминкой является первый перевод Пушкина вообще на иностранные языки. Первым стал перевод на французский язык очень большого отрывка из «Руслана и Людмилы». Это сделал блестящий светский человек, который по-русски не знал, Эмиль Дюпре де Сен Мор. И вот, что интересно. Человек, который не знал по-русски, но он его выделили абсолютно из всех. А вообще поэзии Пушкина в переводах не очень везло, потому что, если русский язык имеет такие возможности как подвижное ударение, величина слов, то короткие, то длинные. То на французский язык стихи перекладываются очень сложно. И у них даже длительное время существовала практика перевода просто прозы.
Галина Маркина: В своё время Астраханская губерния отличилась количеством подписчиков на издания Пушкина. Если в других региона, как бы мы сегодня сказали, в среднем подписывалось 25 человек, то у нас в 2 раза больше. Сегодня Пушкин актуален. И как рассказали в нескольких книжных магазинах города, переиздания произведений Александра Сергеевича пользуются огромным спросом у астраханцев.
Памятник Александру Сергеевичу в Астрахани. Памятник был установлен в год празднования 400-летия города в сквере у магазина «Современник» на пересечении улиц Советской и Коммунистической. Его автором является российский скульптор, народный художник СССР Заур Азгур (он, кстати, автор памятника В.И.Ленину на пл. Ленина в Астрахани).
В далеком 1905 Самара стала одним из 22 городов Российской империи, имевших памятник Пушкину и первым городом на Волге. Вторым была Астрахань. Памятник работы Рейтлингера пережил своего создателя, умершего по некоторым данным в начале 20-х годов. Этот гипсовый Пушкин простоял до середины тридцатых, после чего был демонтирован, поскольку постамент под ним начал разрушаться.
А ещё был памятник возле школы №56 имени А.С.Пушкина, который по некоторым данным был установлен в 1937 году (бюст (мм), бронза; мрамор. Ск. Домогацкий В. Н.) Только несколько лет назад его разрушили какие-то вандалы. По сведениям -=КриStёnok=- останки памятника некоторое время находились на территории кремля. И она их сфотографировала. Обещала в комментах фото выложить.