Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!
Литератор Михаил Чулков (1740 — 1793), посетивший Астрахань в 1783 году:
«Астрахань имеет такое выгодное положение, которое в России не только лучше сыскать невозможно, но нет ему и подобного, почему всяк имеет причину себе воображать, что город сей должен быть весьма богат и великолепен».
Б.М. Кустодиев из письма матери Екатерине Прохоровне, 1897 г.:
«Я бы теперь и 10 Ялт и столько же Черных морей променял бы на Астрахань, думаю, что у меня и душа-то по природе Астраханская».
Путешественник Е. Марков, 1894 г.:
«Целый лес мачт, снастей, пароходных труб заслоняет собой этот, вырастающий из реки город, когда начинаешь приближаться к его пристани… Стоят на якорях полчища пароходов… словно какие-то разноцветные гигантские птицы, спустившиеся на отдых.
Красота, жизнь, движение, какое редко где увидишь. Ливерпуль своего рода, да и только! А глянешь вдаль – там как распахнутые настежь ворота в широкую и гостеприимную Русь.
Могучий величественный столб Волги прорезает зеленые берега, унося на своих синих волнах такие же многочисленные вереницы черных и красных корпусов, дымящихся труб, парусов, снастей и мачт».
Русский писатель А.Ф. Писемский (1821-1881) «Путевые очерки» 1856 г.:
«Издали он напоминает собой всевозможные приволжские города, виды которых почти можно описывать заочно: широкая полоса реки, на ней барки с их мачтами, кидающийся в глаза на первом плане собор, с каменными казенными и купеческими домами, а там сбивчиво мелькают и другие улицы, над которыми высятся колокольни с церквами, каланчи, справа иногда мельницы, а слева сады, и наоборот».
Писатель Ф. Гладков (1883 — 1958) посетивший Астрахань в 1952 г.:
«Я Астрахань воспринимаю теперь, как поэтический образ прошлого, но думаю о ней как о будущей великой столице Поволжья».
Народный артист СССР, актёр и режиссёр Борис Андреевич Бабочкин (1904-1975):
«Даже зная богатую историю вашего города, я почему-то относил Астрахань к небольшим городам. Теперь вижу, в ней есть что-то величественное. Прежде всего — это Кремль…»
Путешественник А. Контарин, 1473 г.:
«Город не обширен и окружен низкою стеною, дома же в нем почти все мазанные, хотя кое где видны еще свежие остатки больших зданий».
Путешественник В. Измайлов «Путешествия в полуденную Россию», 1799 г.:
«Все оживляется в мыслях, когда город представляется взорам, когда величественная река в мире шумит в необозримом ее пространстве, когда множество храмов и зданий, покрытых печатью веков, погружают в глубокую сень древности;
когда, перелетев грозную Волгу, приближаешься к стенам Астрахани и ступаешь на берег, где является образ диких, но героических времен, где места великих браней обновляют в памяти историю, где дымятся, кажется, кровавые следы Токтамышев, Тамерланов, Ахматов».
Впечатления академика Карла Максимовича Бэра (1792-1876), после визита в Астрахань в августе 1853 года:
«Давно уже видна Астрахань. Это величественный город со многими колокольнями и башнями. Множество судов — Волга у Астрахани покрыта целым лесом мачт. Поворачиваем под острым углом в узкий приток Волги — Кутум, переполненный судами… Пререкания с портовыми служащими о месте причала. Вечером гуляли в пригороде Астрахани. Убедились, что пройти по Кутуму на лодке невозможно: течение часто прерывается, на некоторых участках река пересохла совсем».
Великий русский художник Василий Иванович Суриков (1848-1926) в 1901 года сообщал своей семье из Астрахани:
«Это какая-то Венеция или Неаполь. Шумная жизнь на пристанях… Я ужасно рад, что поехал вниз по Волге. Настоящую здесь я увидел ширь необозримую».
Академик Н.Я. Озерцовский, посетивший Астрахань в 1783 г.:
«Когда в летнюю пору, смотришь на Астрахань через Волгу, то она кажется очень красива. Глаза прельщаются пестротою церквей, башен, домов, садов, но когда зритель переправится через Волгу, вступит в улицы города, то вдруг теряет приятную о городе мечту и не находит никаких следов той красоты».
Путешественник А. Дженкинсон, 1558 г.:
«Город Астрахань расположен на острове, на высоком бугре, внутри города — Кремль, обнесенный деревянною и земляною стеною, и некрасивой и не прочною. Строения в городе низки и просты. Жители развешивают для сушки рыбу на улицах и домах».
Французский писатель Александр Дюма (1802-1870):
«Мощеные мостовые – невиданная в Астрахани роскошь. Жара превращает улицы в пыльную Сахару, дожди – в озера грязи; в знойные летние месяцы, с десяти часов утра до четырех вечера, они пустынны.
Между четырьмя и пятью часами дома оживают и становятся похожими на пчелиные ульи, открываются магазины, улицы заполняются народом, на порогах домов скапливаются люди, в окнах появляются головы: они с любопытством разглядывают прохожих, среди которых встречаются образцы всех азиатских и европейских рас, и слушают вавилонское смешение всех наречий».
Из дневника украинского художника и поэта Тараса Шевченко (1814-1861) 7 августа 1857 года:
«Ай да Астрахань! Ай да порт–город. Ни одного трактира, где можно хоть как-то пообедать, а о квартире или гостинице и говорить нечего. Ухи не сыщешь! И это в городе, который половину русского царства кормит осетриной».
Писатель Владимир Алексеевич Гиляровский (1853- 1935) сказал:
«Надо бы податься в Астрахань, на ватагах поработать. Приволье там, размах и воля; знай, работай, а кто ты есть такой, откуда пришёл, никто не спросит».
Пётр I о великолепии Успенского собора:
«во всём государстве нет более лепотного храма…», и приказал выстроить в Петербурге собор по подобию Успенского.
Польский писатель Ян Потоцкий (1761- 1815), посетивший Астрахань в 1797 году:
«Самое большое впечатление произвела на меня веротерпимость, какую, быть может, чрезвычайно трудно найти на каком-нибудь другом месте земного шара…»
Немецкий поэт Пауль Флеминг (1609-1640) после визита в Волжское понизовье в 1636 году:
«Хоть ты не велика, но торг тебя прославил,
И дальних множество племен к тебе направил.
Грань лучших двух частей вселенной здесь проходит…»
***
«Здесь три недели мы гостили без забот.
Так здравствуй и цвети!
Теперь-то мы узнали, какой прекрасный край в пути мы повстречали…»
Из сочинения одного из крупнейших русских географов начала XVIII в. Ивана Кирилловича Ктриллова (1689-1737) «Цветущее состояние всероссийского государства»:
«В том городе гостиные дворы каменные с лавками, а именно: первый — русский, другой — индийский, третий — армянский…»
Почти два года (1780-1781) Александр Васильевич Суворов провел в Астрахани в ожидании войны с Персией, которая тогда намечалась. Михаил Кутузов в 1762 году командовал ротой Астраханского полка, во главе которого был Суворов. В одном из писем к дочери Суворов писал:
«Чем дольше я живу, тем больше вижу что слава — это дым. Я всегда был философом, но теперь стал им в высшей степени. Мне смешно за самого себя, когда я размышляю о том, как я расцениваю и свое положение, и власть, и те почести, которыми я окружен».
Полководец Алексея Петровича Ермолов в астраханский период жизни как участкник Кавказских войн, будучи губернатором огромного края, писал:
«Честь имею при этом объявить, что торговля, привлекающая хивинцев в Астрахань, давно уже познакомила меня с подвластным Вам народом, известным храбростью своею, великодушием и добронравием. Восхищенный же сверх того славою, повсюду распространяющеюся о высоких достоинствах Ваших, мудрости и добродетели, отличающих особу Вашу, я с удовольствием пожелал войти в ближайшее к Вам знакомство…».
Источник