Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!
Дискуссионный материал на тему «Роль труда в происхождении частной собственности и государства».
Вышла, наконец, моя статья: «Ф. Энгельс и К. Маркс о происхождении
частной собственности и государства: одна концепция или две?» Редакция сделала подзаголовок заголовком, выбросив последний (зря) а заголовок был таким: «Маркс vs Энгельс?»
Аннотация.
В данной статье идет речь о концепции, изложенной в брошюре Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В ней классик объясняет появление государства классовыми противоречиями. Анализируя концепцию Ф. Энгельса, мы обращаем внимание, что он, толкуя понятие «класс», не отличает его от понятия «сословие». Кроме того, Ф. Энгельс игнорирует тот факт, что в докапиталистическую эпоху индивид противостоял другому индивиду как представитель общности, принадлежность к которой обеспечивала ему определенный уровень жизни. В докапиталистическую эпоху угнетенные классы представляли собой классы-в-себе. Классовые противоречия были скрыты сословным (внутриклассовым или межсословным) конфликтом.
В параграфе, озаглавленном «Формы, предшествующие капиталистическому производству» в Экономических рукописях 1857-61 годов, К. Маркс иначе раскрывает данную тему. Он описывает, как государство возникало в качестве организатора принудительных общинных работ, причем, эта принудительность в древности была определена не социально-политическими, а природными факторами. Так труд, в силу своего принудительного характера, создавал не только общественный продукт, но и само отношение господства. Далее мы показываем смысловую связь этой концепции с той, которая была воплощена в К. Марксом в «Экономическо-философских рукописях 1844 года».
Вывод: в классическом марксизме отсутствует единая концепция происхождения государства и частной собственности; концепции К. Маркса и Ф. Энгельса отличаются друг от друга трактовкой роли труда в данном процессе. Ф. Энгельс приписывает труду страдательную роль. У К. Маркса роль труда активная: труд сам создает свою противоположность, частную собственность, а вместе с ней и государство, которое возникает и существует в силу ограниченности труда. Государство в учении К. Маркса фигурирует не как функция классового господства, а как сила, способная на самостоятельное развитие.
https://discourse.etu.ru/assets/files/diskurs_1_2024_koryakovcev-a.a._15-311.pdf