Проблемы диалектики, вып. VII. Теория диалектики и вопросы методики ее преподавания в высшей школе.
Составители: Ф. Ф. Вяккерев, А. К. Астафьев.
Под редакцией проф. В. В. Ильина и доц. Д. А. Гущина, Изд. ЛГУ, 1978 г.
Из аннотации:
Очередной выпуск межвузовского сборника посвящен проблемам преподавания материалистической диалектики в вузах. Особое внимание в нем уделено изложению законов и категорий марксистской философии в учебных курсах. В первой части книги анализируется специфика теоретического изложения диалектики, указываются пути ее дальнейшей разработки как методологии, обсуждается взаимосвязь ее основных категорий. Во второй части разбираются вопросы конкретной методики преподавания диалектики, в том числе способы усиления эффективности преподавания путем использования элементов программированного обучения и др.
Книга рассчитана на научных работников и преподавателей общественных наук.
Содержание сборника:
В. В. Ильин (Ленинград), И. А. Майзель (Ленинград). Высшее образование и научно-технический прогресс 3
I. Материалистическая диалектика и специфика ее теоретического изложения:
Ф. Ф. Вяккерев (Ленинград). Пути разработки и изложения диалектики как методологии 21
Ю. П. Ведин (Рига). Структурные уровни мышления и их роль в изложении диалектики 30
Д. И. Широканов (Минск). О взаимосвязи категорий диалектики в курсе философии 37
В. Н. Борисов (Куйбышев). О природе категорий материалистической диалектики и их изучении 49
Э. А. Мариничев (Ленинград). О специфике категорий диалектики 59
Е. К. Чечельницкая (Ленинград). О принципах систематизации философских категорий в курсе диалектического материализма 66
И. И. Гришкин (Казань). Общенаучные понятия и их роль в преподавании материалистической диалектики 73
II. Проблемы преподавания диалектики в высшей школе:
В. П. Рожин (Ленинград). Материалистическая диалектика и задачи ее преподавания 78
Л. В. Смирнов (Ленинград). Использование элементов программированного обучения при подготовке к семинарским занятиям по диалектическому материализму 84
В. П. Степаненко (Симферополь). Исследование эффективности проблемных методов преподавания диалектического материализма в вузе 89
С. А. Клишина (Саратов). О воспитательных возможностях семинарских занятий по материалистической диалектике 101
Б. Т. Алексеев (Ленинград), Г. А. Аникина (Архангельск). Рассмотрение взаимосвязи категорий диалектики и математических понятий в преподавании темы «Основные категории диалектики» на математических факультетах 107
В. А. Кайдалов (Пермь). А. К. Кудрин (Пермь). К вопросу о диалектическом противоречии и его методологическом значении в вузовском курсе философии 113
Л. С. Мерзон (Ленинград). Единство наук о природе и обществе в преподавании философии 120
Л. М. Гутнер (Ленинград). Проблемы диалектики в нефилософских курсах 128
Э. Б. Краинская (Ленинград). Общенаучные понятия и их роль в раскрытии категорий диалектики в процессе преподавания в медицинских вузах 136
III. Научная жизнь, дискуссии, обсуждения:
Г. М. Елфимов (Ленинград). О методологических и методических проблемах преподавания марксистско-ленинской философии в высшей школе 142
В. П. Огородников (Ленинград). Актуальные проблемы диалектического понимания материи 148
В. В. Лапицкий (Ленинград), Ю. М. Шилков (Ленинград). О природе философского знания 152
Б. Я. Пукшанский (Ленинград). Новые книги по материалистической диалектике 157
Д. А. Гущин (Ленинград). Диалектика информационных процессов. (О научных трудах А. Д. Урсула)
Сканирование и оцифровка в формате DJVU — Александр Ханский, мои — PDF вариант книги, текстовый слой (OCR с ошибками) и электронное оглавление.
П.С.
Предыдущие шесть сборников давно оцифрованы и есть в сети и в библиотеке. Это — остальные семь.
