Келле Владислав Жанович, Ковальзон Матвей Яковлевич — Формы общественного сознания / В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзон. — Москва : Госполитиздат, 1959. — 263 с.
«Изучая историю философии с точки зрения прогресса философского познания, выясняя, что вносит тот или иной мыслитель в разработку философских проблем, мы можем выяснить, как подготавливалось научное мировоззрение, что сохранил марксизм из всей прежней философии и чем он от нее отличается. Вместе с тем разработка современных проблем марксистско-ленинской философии требует знания истории развития философской мысли, использования накопленных философских знаний.
Следовательно, изучение истории философии представляет не академический интерес, а имеет значение для современной идеологической борьбы и развития марксистско-ленинской философии. Ленин говорил о необходимости усвоения всех тех богатств, которые выработало человечество. К этим богатствам относится также и история философской мысли.
История марксистской философии — это история развития научного мировоззрения. Основные методологические принципы анализа философии как определенного общественного явления применимы и к самой марксистской философии. Это значит, что для понимания философии марксизма требуется раскрытие ее социально-классовой основы, выяснение ее связи с развитием науки и предшествующей философией. Вместе с тем необходимо ясно представлять себе, в чем состоит ее коренное отличие от всей прежней философии.
Марксистская философия является мировоззрением пролетариата — класса, по своему положению в обществе и историческим задачам качественно отличающегося от всех других классов, действовавших когда-либо на исторической арене.
Великой всемирно-исторической миссией пролетариата является уничтожение капитализма, а вместе с ним всяких форм эксплуатации и классового гнёта и сознательное построение нового коммунистического общества, общества без классов. Марксистская философия, вырастающая на этой основе и призванная обслуживать классовую борьбу пролетариата, порывает со всеми основами мировоззрения эксплуататорских классов. Она рассматривает действительность не как объект созерцания, а как предмет, подлежащий революционному преобразованию. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». С возникновением марксизма меняется отношение философии к действительности: философия приобретает революционный, действенный характер, становится орудием практического изменения мира. Именно марксистская философия впервые провозгласила и сделала своим фундаментальным принципом единство теории и практики и в отличие от всей прежней философии, которая была занятием одиночек или небольших философских школ, сознательно связала себя с борьбой широких масс народа.
Плодотворно служить делу коммунистического преобразования общества может лишь научная философия, правильно отражающая объективные законы природы и общества. Марксистская философия соединяет в себе внутренне и неразрывно научность с революционностью. Философия пролетариата есть научная идеология, т. е. она одновременно и идеология и наука. В ней впервые ликвидируется противоречие между идеологическим и познавательным моментами, характерное в той или иной степени для всей прежней философии, а также для современной буржуазной философии. Поэтому возникновение марксистской философии означает изменение отношения философии к идейному наследию, изменение характера развития самой философии и, наконец, изменение ее отношения к наукам.
Прежняя философия развивалась в борьбе материализма против идеализма путем смены различных философских систем. Менялась историческая обстановка, и сходили со сцены старые системы философии и создавались новые и т. д. С возникновением марксизма меняется самый характер развития, характер преемственности философии. Поскольку марксистская философия является наукой, постольку она и развивается как наука, т. е. основные принципы — материализм и диалектика — остаются незыблемыми. Но с изменением исторических условий, а также в связи с новыми открытиями в науке философия марксизма развивается, обогащается новыми положениями и выводами. Теперь уже нет необходимости создавать новые философские системы взамен марксистской философии, надо развивать самоё марксистскую философию. Так, с переходом от домонополистического капитализма к эпохе империализма и пролетарских революций, а также в связи с новыми открытиями в естествознании возникла необходимость обобщения нового опыта классовой борьбы и данных науки. Величие В. И. Ленина состоит в том, что он выполнил эту задачу и тем самым поднял марксизм на новую ступень и дал образец творческого развития марксистской теории в целом и марксистской философии в частности. С именем В. И. Ленина связан новый, ленинский, этап в развитии марксистской философии.
Марксистско-ленинская философия тоже развивается в борьбе с различного рода идеалистическими и метафизическими вульгарно-материалистическими теориями, в борьбе с отступлениями от марксизма-ленинизма, в борьбе с догматизмом и ревизионизмом. Догматизм, цепляясь за устаревшие положения теории, отрывая ее от практики, тормозит развитие марксизма-ленинизма. Отказ от принципов марксизма представляет ревизионизм. Ревизионизм не является каким-то новшеством. Уже в 90-е годы прошлого века победа марксизма в рабочем движении заставила буржуазию и ее идеологов заменить тактику открытого отрицания марксизма попытками приспособить марксизм к интересам и политике буржуазии путем выхолащивания его революционной сущности».
(Стр. 245 – 247).
Файл
Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. — Формы общественного сознания. — 1959.pdf
Файл
Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. — Формы общественного сознания. — 1959.djvu



