Библиотека по марксизму (2018-12-14 08:42:55 GMT+00:00)

Пожалуйста, помогите порталу!

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!

Анти-Дюринг («Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом») — классическое произведение Фридриха Энгельса.

Книга была написана в защиту марксистской теории от нападок вышеупомянутого мелкобуржуазного идеолога, который вместе с группой своих хомячков-почитателей пытался подчинить мелкобуржуазному влиянию немецкое рабочее движение и в то время молодую германскую социал-демократическую партию.
Как и все мелкобуржуазные философствующие пустозвоны, Дюринг был эклектиком и путаником, примирявшим в своих взглядах самые противоположные учения. Механицизм, вульгарный материализм Бюхнера и Молешотта сочетались у него с идеализмом, заимствованным у Канта и Гегеля.
Писания Дюринга были с восторгом встречены оппортунистами, в частности Бернштейном. В целях разоблачения реакционных претензий Дюринга, Фридрих Энгельс выступил против него сначала с рядом статей, а затем в 1878 году издал отдельную книгу.

Наряду с сокрушительной критикой лженаучных взглядов Дюринга, Энгельс систематически изложил основные положения марксизма, обобщил с позиций диалектического материализма достижения естествознания XIX века и дал очерк развития социалистических учений. Третий отдел книги был положен в основу отдельной брошюры «Развитие социализма от утопии к науке» (1880).
Маркс познакомился с книгой Энгельса в рукописи, а X главу второго отдела («Из «Критической истории»») написал сам.
Ленин отмечал, что «Анти-Дюринг», подобно «Манифесту» (1848), является настольной книгой всякого сознательного пролетария, — в ней разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук.

В противоположность идеалистам, которые считают, что идеи, теории порождаются сознанием независимо от внешнего мира, Энгельс на основе данных науки, в частности на примере математических понятий, доказывает, что все человеческие знания есть отражение материального мира.
Критикуя Дюринга, Энгельс указывает, что мир един не потому, что мысль объединяет все явления, а потому, что мир материален, что все явления и процессы природы суть проявления движущейся материи. Действительное единство мира состоит в его материальности. Материя существует в пространстве и времени, которые являются формами её бытия. Энгельс глубоко вскрывает диалектический характер связи материи, пространства и времени, показывает их бесконечность.
Разоблачая механицизм Дюринга, Энгельс даёт глубокое изложение вопроса о материи и движении. Движение есть способ существования, форма бытия материи. Нет материи без движения и, наоборот, нет движения без материи.

Огромную ценность представляют развиваемые в «Анти-Дюринге» положения марксистской философии об органическом мире. Энгельс высоко оценивает дарвинизм как материалистическое учение о живой природе. Вместе с тем он прозорливо подметил недостатки дарвиновского учения, заключающиеся в некритическом отношении Дарвина к мальтузианству и в том, что Дарвин отвлёкся от исследования причин, вызывающих изменения в организмах. Энгельс не только указал на этот пробел, но и наметил путь, по которому должна пойти наука, чтобы устранить его.

В следующих главах первого отдела своего произведения Энгельс подвергает критике догматические, метафизические представления о познании и истине, о морали, о равенстве, о свободе и необходимости. Опровергая дюринговские метафизические представления о вечных истинах, Энгельс раскрывает диалектику познания. Он утверждает существование объективной истины, отмечает относительность научных истин и вместе с тем доказывает способность человеческого мышления постигать абсолютную истину.

Излагая вопросы исторического материализма, Энгельс объясняет происхождение частной собственности, классов и государства, вскрывает роль классовой борьбы в развитии общества и классовую сущность государства. Он показывает, что государство и право, мораль и религия пе вечны и не неизменны, они изменяются под влиянием развития экономического базиса общества.
Отвергая абстрактное понятие равенства, Энгельс доказывает, что «реальное содержание пролетарского требования равенства сводится к требованию уничтожения классов».

Книга «АнтиДюринг» является образцом марксистской полемики. Энгельс поражает врагов марксизма неопровержимыми фактами из всех областей знания, с неотразимой логикой доказывает силу и непобедимость марксизма.






Файл

О произведении Фридриха Энгельса Анти-Дюринг. 1951.pdf


Файл

О произведении Фридриха Энгельса Анти-Дюринг. 1951.djvu