Анти-Дюринг («Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом») — классическое произведение Фридриха Энгельса.
Книга была написана в защиту марксистской теории от нападок вышеупомянутого мелкобуржуазного идеолога, который вместе с группой своих хомячков-почитателей пытался подчинить мелкобуржуазному влиянию немецкое рабочее движение и в то время молодую германскую социал-демократическую партию.
Как и все мелкобуржуазные философствующие пустозвоны, Дюринг был эклектиком и путаником, примирявшим в своих взглядах самые противоположные учения. Механицизм, вульгарный материализм Бюхнера и Молешотта сочетались у него с идеализмом, заимствованным у Канта и Гегеля.
Писания Дюринга были с восторгом встречены оппортунистами, в частности Бернштейном. В целях разоблачения реакционных претензий Дюринга, Фридрих Энгельс выступил против него сначала с рядом статей, а затем в 1878 году издал отдельную книгу.
Наряду с сокрушительной критикой лженаучных взглядов Дюринга, Энгельс систематически изложил основные положения марксизма, обобщил с позиций диалектического материализма достижения естествознания XIX века и дал очерк развития социалистических учений. Третий отдел книги был положен в основу отдельной брошюры «Развитие социализма от утопии к науке» (1880).
Маркс познакомился с книгой Энгельса в рукописи, а X главу второго отдела («Из «Критической истории»») написал сам.
Ленин отмечал, что «Анти-Дюринг», подобно «Манифесту» (1848), является настольной книгой всякого сознательного пролетария, — в ней разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук.
В противоположность идеалистам, которые считают, что идеи, теории порождаются сознанием независимо от внешнего мира, Энгельс на основе данных науки, в частности на примере математических понятий, доказывает, что все человеческие знания есть отражение материального мира.
Критикуя Дюринга, Энгельс указывает, что мир един не потому, что мысль объединяет все явления, а потому, что мир материален, что все явления и процессы природы суть проявления движущейся материи. Действительное единство мира состоит в его материальности. Материя существует в пространстве и времени, которые являются формами её бытия. Энгельс глубоко вскрывает диалектический характер связи материи, пространства и времени, показывает их бесконечность.
Разоблачая механицизм Дюринга, Энгельс даёт глубокое изложение вопроса о материи и движении. Движение есть способ существования, форма бытия материи. Нет материи без движения и, наоборот, нет движения без материи.
Огромную ценность представляют развиваемые в «Анти-Дюринге» положения марксистской философии об органическом мире. Энгельс высоко оценивает дарвинизм как материалистическое учение о живой природе. Вместе с тем он прозорливо подметил недостатки дарвиновского учения, заключающиеся в некритическом отношении Дарвина к мальтузианству и в том, что Дарвин отвлёкся от исследования причин, вызывающих изменения в организмах. Энгельс не только указал на этот пробел, но и наметил путь, по которому должна пойти наука, чтобы устранить его.
В следующих главах первого отдела своего произведения Энгельс подвергает критике догматические, метафизические представления о познании и истине, о морали, о равенстве, о свободе и необходимости. Опровергая дюринговские метафизические представления о вечных истинах, Энгельс раскрывает диалектику познания. Он утверждает существование объективной истины, отмечает относительность научных истин и вместе с тем доказывает способность человеческого мышления постигать абсолютную истину.
Излагая вопросы исторического материализма, Энгельс объясняет происхождение частной собственности, классов и государства, вскрывает роль классовой борьбы в развитии общества и классовую сущность государства. Он показывает, что государство и право, мораль и религия пе вечны и не неизменны, они изменяются под влиянием развития экономического базиса общества.
Отвергая абстрактное понятие равенства, Энгельс доказывает, что «реальное содержание пролетарского требования равенства сводится к требованию уничтожения классов».
Книга «АнтиДюринг» является образцом марксистской полемики. Энгельс поражает врагов марксизма неопровержимыми фактами из всех областей знания, с неотразимой логикой доказывает силу и непобедимость марксизма.
Файл
О произведении Фридриха Энгельса Анти-Дюринг. 1951.pdf
Файл
О произведении Фридриха Энгельса Анти-Дюринг. 1951.djvu

