Из путевых записок Павла Крушевана о путешествии по Северному Кавказу

Пожалуйста, помогите порталу!

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!

«От Астрахани до Владикавказа»

Путевые записки Павла Крушевана о путешествии по Северному Кавказу

У нас есть «История Государства Российского» Карамзина, но не создано подобной ей «Истории Российской империи». Почему?
На протяжении второй половины XIX – начала XX в. прогрессивная русская общественность стыдилась, что она живёт в Империи. Так и повелось, что почти все значительные исследования и описания в области национальных и имперских проблем оказались в руках историков националистического (как потом привыкли говорить — «реакционного») направления.
Павел Александрович Крушеван (1860–1909), выходец из старинной и родовитой бессарабской семьи, переменил много профессий: присяжный поверенный в Кишинёве, сборщик акцизных налогов по южным губерниям России, писатель, журналист. В 1894–1895 гг. он совершил беспримерное путешествие по внутренним губерниям России и дотошно описал его. Написал честно и ненавязчиво, впрочем, не только о том, что видел, но и том, что подразумевалось под таким немодным тогда понятием – национальная жизнь. Рецензии на его книгу путевых очерков «Что такое Россия» были кислыми и неприязненными. Это и не удивительно.
П. Крушеван к тому времени был человеком одиозной репутации: консерватор, монархист, он сотрудничал в одиозной прессе и сам издавал одиозные газеты. Но история не бывает реакционной и прогрессивной, она накапливает частицы бесценного опыта, от кого бы они ни исходили. Путевые очерки П. Крушевана показывают нам Россию конца XIX в. с неожиданной и, как оказалось, очень актуальной для современной России стороны.

21 августа <1896 г.>

Утро. Пассажиры суетятся, укладывая багаж. Выхожу на веранду. Меня обдаёт тёплым дыханием земли. Пароход подходит к волжской дельте, с её двумястами рукавов и семьюдесятью устьями. Вся безбрежная равнина изрезана расползающимися во все стороны широкими реками. Степь и сыпучие пески почти не прерываются. Издали кажется, будто впереди расстилается море волнующейся зрелой пшеницы. <…>

Вдали показывается Астрахань… <…>

Вид города фантастичный; молочно-белый фон водной равнины, окружающей его, придаёт ему какой-то прозрачный и лёгкий колорит. Он будто выплыл из моря на невидимом острове. Над белыми громадами выделяется всё ясней величественная, высокая кубическая масса Успенского собора, построенного при Петре Великом, с пятью зелёными куполами в форме звонков и золотыми макушками. Дальше — ещё несколько церквей, пузатая крыша мечети с четырьмя тонкими минаретами, высокие белые стены Кремля с широкими зубчатыми краями, опять мечеть и караван-сарай. <…>

Теперь Астрахань — большой город, с семидесятитысячным населением, ещё с азиатской физиономией, но с огромным будущим. Торговля с Персией, Кавказом и Азией с каждым годом расширяет её роль как главного порта Каспийского моря. Это уже чувствуется и угадывается за несколько вёрст от города. Такой массы судов, такого леса мачт нет ни в Нижнем, ни в Одессе. Три-четыре версты вдоль берегов тянется беспрерывная флотилия: мачты вырастают со всех сторон, будто щетина штыков, и сливаются вдали в прозрачно-синюю стену. На реке такое же беспрестанное движение, как и в Нижнем.

Баржи с пирамидами хлопка, баржи с рыбой, наливные нефтяные баржи, выстроившиеся вдоль нефтяных станций, бочки с кунжутом, бочки с сахаром и сельдями, кипы мешков, горы ящиков, груды арбузов — всё это выставилось вдоль берегов бесконечным базаром. <…>

Пароход подходит к пристани.

Толчея и пестрота невообразимая. Настоящая Азия. Персы, армяне, греки, турки, татары, немцы, бухарцы, калмыки, кавказцы, киргизы и русские — перемешались в удивительном международном калейдоскопе. Хивинцы и бухарцы в пёстрых халатах и чалмах; толстогубые киргизы, кажется, стащили откуда-то колпаки от сахарных голов, выкрасили их в чёрный цвет и надели на свою косматую шевелюру. Кавказцы угрюмо сверкают глазами из-под бахромы бараньих шапок; персы не то в чалмах, не то в грязных, намотанных калачами, платках, синих куртках, раскрытых на бронзовой груди, и туфлях на босу ногу; турки — кто в красной феске, кто в чалме, армяне — то в европейских костюмах, то в лёгких ситцевых халатах и камилавках; татары в бараньих шапочках, из-под которых выглядывают бритые затылки. Вся эта толпа толкается, жестикулирует и галдит на непонятных наречиях.

Едва приставляют сходни, как я с Дю Фаром (спутник-француз, любитель русского искусства. — Ред.), бегу в агентство справиться насчёт настроения Каспия.

Агент, привыкший к этим надоедливым пассажирским вопросам, говорит с усмешкой:

— Да, волнение есть порядочное.

Ехать или переждать здесь?

Дю Фар убеждает ехать.

Пароход отходит на взморье через час. Пересаживаемся с «Новосельского» на «Константина Кавоса». Впереди предстоит ещё одна пересадка, за Бирючьей косой, у двенадцатифутовой станции. Это почти в ста верстах от Астрахани, в открытом море. Морские гиганты не подходят к городу: устье Волги слишком мелко. <…>

В хаосе и давке, лавируя среди тюков и ящиков, которые персы тащат по сходням, кое-как перебираемся на пароход. Палубной публики масса. Здесь и малороссы-переселенцы, что ехали с нами, и артель турок рабочих, и артель персов. Переселенцы едут в Петровск, турки и персы — в Энзели и Ленкорань. Кавказцы — кто в Петровск, кто в Дербент или Баку.

Классных пассажиров тоже очень много. Над рубкой, на капитанской площадке растянут брезентовый навес. Там укрылась от жгучих солнечных лучей публика. К волжским пассажирам прибавилось много новых. Есть красивые смуглые греки и итальянцы из Одессы, есть какие-то кавказские милиционеры в тонких верблюжьих черкесках, с патронными гнёздами («газырями») на груди и в чёрных с позументами шапочках, есть и три англичанина-туриста, типичные сыны Альбиона, которые сразу выдают себя и клетчатыми лёгкими костюмами, и шлемами с широкими лентами, и прозрачно-румяными, с рыжеватой растительностью, лицами, и своей англосаксонской невозмутимостью. Рядом с ними — два офицера: один пехотный, грузин, едет из Петербурга в Дагестан, другой — сапёр, маленький, рябоватый, круглоголовый блондин, с почти детским лицом и кроткими серыми глазами северянина, — в Тифлис, чтобы проститься с родными перед выездом во Владивосток.

Одиннадцатый час. Рёв гудка. С пристани и парохода машут платками, перекликаются и кланяются. Конторка, толпа, берег и пирамидальные тополя отодвигаются.

Панорама Астрахани разворачивается и уходит назад. Мимо Кремля с его башнями будто проплыла какая-то церковь, за ней надвинулась мечеть, её заслонил величественный белый собор с пятью куполами, под ним выросла громада зданий и окружила его тесными рядами, потом они исчезли за лесом мачт…

Па́вел (Павола́кий) Алекса́ндрович Крушева́н (молд. Cruşeveanu; 15 (27) января 1860, село Гиндешты Сорокского уезда Бессарабской губернии — 5 (18) июня 1909, Кишинёв) — журналист, прозаик, публицист праворадикального толка, известный как активный черносотенец. (Википедия)