Адихан Шадрин
Понизовье – судьба моя
Весенние хлопоты
Шумных ледоходов на россыпях-раскатах не бывает. Зима уходит тихо, почти ласково — Снегурочкой истаивает. Первая вода открывается на перекатах, в торопливых бороздинах, кружевом опутавших мелководья. Лёд на речных ямах ещё в колено, пешнёй не вдруг пробьёшь, а говорливые речушки уже засинели, манят к себе птиц-путешественниц, возвращающихся из далёких закаспийских стран.
Первыми обживают ледовые кромки многотысячные стаи уток, гусей и лебедей. Позже, когда ноздристый лед взопреет в култуках и озёрах, рассыплется в игольчатую труху, истает, прилетают цапли. Они разные — белые большие да малые, голубые, красные, желтые… Бакланы тяжелыми плотными рядами стелются над взморьем.
Вернулись птицы в родные гнездовья, гомонят, жилье прошлогоднее приспосабливают, новое мастерят. Спешат: весна коротка, работы много.
Каждая птица на свой лад весну встречает, даже появляется по-своему. Лысуха, к примеру, ночью летит. Вечером в култуке ни одной нет, а проснёшься на зорьке, выберешься из-под закроя бударки, протрёшь заспанные глаза и сам себе не веришь: вокруг черным-черно от лысух — будто десант ночью высадился.
Смешно задрав куцые хвосты, ныряют, переругиваются, дерутся из-за пробивающихся сладких ростков на корневищах водорослей. Самцы подруг себе подбирают, места укромные высматривают для жилья.
Немало весенних хлопот у птиц.
Продолжение следует…