Пожалуйста, помогите порталу!
SDMO – это французский концерн Industries, являющийся крупнейшим производителем оборудования для энергообеспечения во всей Европе. Он признанным мировым лидером в производстве электрогенераторных установок стандартного и специального назначения. Контакты: Россия, Санкт-Петербург, Северный проспект, дом 26, корпус 2, Телефоны:+7 (812) 497-93-71, +7 (812) 497-93-72, +7 (812) 931-89-74
+7 (812) 967-48-72. Можно также написать через форму обратной связи.
Продолжаю публикацию книги известного астраханского краеведа Адольфа Штылко «Иллюстрированная Астрахань» (Саратов, 1896 г.). Книга публикуется в современной орфографии!
Варвациевский канал
Пахнет скверно на Канале…
Время попусту губя,
Люди в праздничной забаве
Ходят, мучая себя…
Здесь прохожие встречают
Остроумия фонтан;
И повсюду всех ласкают
Взгляды персов и армян…
В ожиданьи ночи тёмной,
Там «саврас» один стоит
И какой-то диви томной,
Что-то страстно говорит…
Только юность золотая,
Словно с цепи сорвалась,
Ходит удержу не зная,
Беззаботно веселясь…
(Из стихотворений местного поэта).
Канал перерезывает с запада на восток почти весь город от реки Волги до речки Кутума. Место, где устроен канал, низменное, солончаковое и, в древности, заливалось водою. Император Пётр I, будучи в 1722 году в Астрахани, подал мысль об устройстве канала, благодаря которому, вредные болота должны осушиваться и, кроме того, явился бы прекрасный путь сообщения. Канал начали рыть, по плану Петра Великого, только в 1744 году; тогда рассчитывали, что канал может служить и местом стоянки судов. Работы подвигались очень медленно; в 1770 году канал хотя и был прорыт, но береговые укрепления не кончены, устья оставались загорожены забойками, в отверстие которых в канал впускалась, по мере надобности, вода. Шлюзы запирались весною наглухо, во избежание несчастья при розливе воды по каналу, так как набережные были не надёжны. Но в таком виде канал уже стоил 100 тысяч рублей.

Варвациевский канал
Предполагалось сделать каменные набережные. Через канал перекинуто было 4 деревянных моста. В 1785 году, вследствие представлений администрации, последовал Высочайший указ: «Сообразить дело об окончании канала». Но за отсутствием средств дело затянулось. В 1798 году губернатор Захаров сделал новое представление. Между тем канал стал наносить вред, превратившись в гниющее болото. В 1809 году последовало Высочайшее соизволение на устройство канала по смете в 124 тысячи рублей. Сумма эта предназначена была к отпуску из государственного казначейства. И. А. Варваций, богач и замечательный благотворитель, вызвался на свой счёт устроить канал. В 1817 году канал был устроен им, причём израсходовано свыше 200 тыс. руб. Варваций устроил с обеих сторон канала отличные деревянные набережные, возвёл шесть мостов и, вообще, облагообразил все. Канал сделался проточным и судоходным. По Высочайшему повелению, от 31 декабря 1817 года, канал, именовавшийся доселе Астраханским, назван Варвациевским. Деревянные сооружения, однако, скоро сгнили и обветшали и к 1839 году набережная канала требовала значительного ремонта. Таковой и произведён, причём посажены были деревья (липы), выписанные из Саратова. Все это сделано на средства города (израсходовано более 30 тыс. руб.). Набережная канала сделалась местом прогулок, за отсутствием других сколько-нибудь сносных городских бульваров и общественных садов. Армяне особенно любили «Канаву», как её называют астраханцы. В юмористической поэме об армянине «Каспарке», сочинённой лет 40 назад учителем Крузе и ходящей по рукам в рукописи, есть любопытные стишки по этому поводу. Вот они:
Каспарка с невестой гуляет по Канаве и мечтает*).
Вот пролетку я нанял
Прошлим воскресенью,
И с невестом погулял
Всем на удивленью.
***
Я за Оксей ехил сам
Взял ему канавам;
После слезил; заду нам
Кучир едит шагам.
***
Мой невестом Оксинькой
Весь народ дивился,
Красоту гледеть такой
Всехъ остановился.
***
На Армянскому мостам,
Как ми проходили
Мне богатий всех купцам
«Пароф»**) говорили.
*) Герой поэмы сам рассказывает свои приключения на ломаном русском языке. Этот язык замечательно удачно усвоен автором поэмы г. Крузе.
**) «Паров» — по-армянски «здравствуй».
+7 (812) 967-48-72. Можно также написать через форму обратной связи.
Продолжаю публикацию книги известного астраханского краеведа Адольфа Штылко «Иллюстрированная Астрахань» (Саратов, 1896 г.). Книга публикуется в современной орфографии!Варвациевский канал
Пахнет скверно на Канале…
Время попусту губя,
Люди в праздничной забаве
Ходят, мучая себя…
Здесь прохожие встречают
Остроумия фонтан;
И повсюду всех ласкают
Взгляды персов и армян…
В ожиданьи ночи тёмной,
Там «саврас» один стоит
И какой-то диви томной,
Что-то страстно говорит…
Только юность золотая,
Словно с цепи сорвалась,
Ходит удержу не зная,
Беззаботно веселясь…
(Из стихотворений местного поэта).
Канал перерезывает с запада на восток почти весь город от реки Волги до речки Кутума. Место, где устроен канал, низменное, солончаковое и, в древности, заливалось водою. Император Пётр I, будучи в 1722 году в Астрахани, подал мысль об устройстве канала, благодаря которому, вредные болота должны осушиваться и, кроме того, явился бы прекрасный путь сообщения. Канал начали рыть, по плану Петра Великого, только в 1744 году; тогда рассчитывали, что канал может служить и местом стоянки судов. Работы подвигались очень медленно; в 1770 году канал хотя и был прорыт, но береговые укрепления не кончены, устья оставались загорожены забойками, в отверстие которых в канал впускалась, по мере надобности, вода. Шлюзы запирались весною наглухо, во избежание несчастья при розливе воды по каналу, так как набережные были не надёжны. Но в таком виде канал уже стоил 100 тысяч рублей.
Варвациевский канал
Предполагалось сделать каменные набережные. Через канал перекинуто было 4 деревянных моста. В 1785 году, вследствие представлений администрации, последовал Высочайший указ: «Сообразить дело об окончании канала». Но за отсутствием средств дело затянулось. В 1798 году губернатор Захаров сделал новое представление. Между тем канал стал наносить вред, превратившись в гниющее болото. В 1809 году последовало Высочайшее соизволение на устройство канала по смете в 124 тысячи рублей. Сумма эта предназначена была к отпуску из государственного казначейства. И. А. Варваций, богач и замечательный благотворитель, вызвался на свой счёт устроить канал. В 1817 году канал был устроен им, причём израсходовано свыше 200 тыс. руб. Варваций устроил с обеих сторон канала отличные деревянные набережные, возвёл шесть мостов и, вообще, облагообразил все. Канал сделался проточным и судоходным. По Высочайшему повелению, от 31 декабря 1817 года, канал, именовавшийся доселе Астраханским, назван Варвациевским. Деревянные сооружения, однако, скоро сгнили и обветшали и к 1839 году набережная канала требовала значительного ремонта. Таковой и произведён, причём посажены были деревья (липы), выписанные из Саратова. Все это сделано на средства города (израсходовано более 30 тыс. руб.). Набережная канала сделалась местом прогулок, за отсутствием других сколько-нибудь сносных городских бульваров и общественных садов. Армяне особенно любили «Канаву», как её называют астраханцы. В юмористической поэме об армянине «Каспарке», сочинённой лет 40 назад учителем Крузе и ходящей по рукам в рукописи, есть любопытные стишки по этому поводу. Вот они:
Каспарка с невестой гуляет по Канаве и мечтает*).
Вот пролетку я нанял
Прошлим воскресенью,
И с невестом погулял
Всем на удивленью.
***
Я за Оксей ехил сам
Взял ему канавам;
После слезил; заду нам
Кучир едит шагам.
***
Мой невестом Оксинькой
Весь народ дивился,
Красоту гледеть такой
Всехъ остановился.
***
На Армянскому мостам,
Как ми проходили
Мне богатий всех купцам
«Пароф»**) говорили.
*) Герой поэмы сам рассказывает свои приключения на ломаном русском языке. Этот язык замечательно удачно усвоен автором поэмы г. Крузе.
**) «Паров» — по-армянски «здравствуй».