А.Штылько «Иллюстрированная Астрахань» (продолжение)

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

Качественные клининговые услуги в Минске вам окажет «Индустрия чистоты» (сайт uborka.by). Связаться с компанией можно ещё по адресу: 220056, РБ, г. Минск, ул. Героев 120-й дивизии, 15, офис 10, т./ф. (017) 266 03 17, 266 78 02, Velcom: +375 29 377 33 83, MTC: +375 29 773 31 43, e-mail: info@uborka.by.
Продолжаю публикацию книги известного астраханского краеведа Адольфа Штылко «Иллюстрированная Астрахань» (Саратов, 1896 г.). Книга публикуется в современной орфографии!
Визитатор Манассеин начал в Астрахани следствие и «относительно подозрения, павшего на гимназию в рассуждении провоза медных денег». Он уже заручился содействием местных властей, дал разным лицам вопросные пункты потребовал объяснений от них и… прекратил следствие, так как в Астрахани учреждена была по Высочайшему повелению особая следственная комиссия на счёт вывоза медных денег за границу.
Медные монеты царствования Императрицы Екатерины II, Императора Павла и первых лет царствования Императора Александра II-го в громадном количестве ушли в Персию. Контрабанда медною монетою была обычным и выгодным делом. Медь в кастрюлях была дороже, чем в монетах. Барнаульские же медные монеты содержали в себе, по неумению отделить медь от серебра — солидный % последнего. Булич *) рассказывает, как лектор персидского языка в казанском университете Хаджи-Мир-Муминов, перс, пожилой уже человек, из года в год уезжал в вакат на родину и увозил с собою по Волге ящики, наполненные собранною в течении года медною монетою. У Мир-Муминова в Персии была семья, взрослые дети, но, как восточный человек, он был значительно любострастен и потому заводил в Казани на учебный год временную молодую жену из татарок, которую, как приходила вакация, отпускал на основании шариата (давал талак), выдавая ей небольшое вознаграждение. Одна из таких жён — Сахиб, более ловкая, имевшая от лектора ребёнка, так как Хаджи держал её года два, заметила незаконную торговлю мужа и, узнав от него, что он разведётся с нею, решилась употребит в свою пользу накопленный медный капитал. Пользуясь прощальными визитами мужа, кажется с помощью родных, очистила запакованные ящики, приготовленные в дальнюю дорогу и медные монеты заменила кирпичами. Бешеный Мир-Муминов воротился с родины к учёным занятиям в Казань. Булич (это было в сороковых годах) лично видел горящие от злобы глаза перса-лектора, слышал его энергические жалобы, не столько на вероломство разведённой жены, сколько на то, что ему пришлось платить за провоз в Персию за пуды казанского кирпича. И вот Храповицкий, директор гимназии, автор «Описания Астрахани» и «Рассуждения о причинах останавливающих народное просвещение», цензор «Восточных Известий», издававшихся в Астрахани Вейскгопфеном, тоже, как оказалось, занимался препровождением медных денег в Персию. Не чужды этому занятию были и учителя, в том числе Игнатьев.
Храповицкий был совсем незаурядный человек и, по своему времени, очень разносторонний. Замечательно, что он очень был склонен к разным торговым операциям и даже написал проект учено-торгового путешествия в Персию**).
Гимназия — колыбель астраханской периодической прессы. В ней учителя задумали и издавали «Восточные известия», первую Астраханскую газету (1813 — 1816 гг.) и «Азиатский Музыкальный Журнал» (1816—1818 гг.), отсюда писались первые астраханские корреспонденции в иногородние газеты. Тут составлялись описания города и всего края.
*) См. его сочин. «Из первых лет. Казан. Унив., откуда мы заимствуем изложенные факты из прошлой жизни гимназии.
**) В настоящее время мужская гимназия имеет до 400 учащихся.
продолжение следует…

инвентаризация склада