Стеклянные негативы из Астрахани

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

Оригинал взят у ig_kuv в Стеклянные негативы из Астрахани

Однажды нашёл на интернет-барахолке несколько стеклянных негативов с видами Астрахани и не только, сделанные в начале 30-х годов. Продавец-астраханец сообщил мне, что приобрёл их тоже у астраханца, который в свою очередь сообщил, что человек, сделавший фотографии имеет отношение к астраханскому судоремонтному заводу имени Сталина. Вот и все исходные данные, которые оказались у меня.
Интересно же было узнать, что на этих негативах. Решил найти астраханские форумы с ветками об истории города. Разместил фотографии и реакция аборигенов не заставила ждать. Знатоки-креведы откликнулись быстро. И объяснили истинные сущности некоторых негативов. Ключевым выражением оказалось судоремонтный завод имени Сталина. Который в том или ином виде существует до сих пор. Вот географические координаты завода:

Завод был сдан в эксплуатацию 15 октября 1930 года. 26 января 1962 года избавились от одиозной фамилии в названии, превратив его просто в Астраханский судостроительный завод. Почти ровно через 4 года, 31 января 1966 завод в очередной раз переименовали в Астраханский морской судостроительный завод. 11 декабря 1973 года завод влился в Астраханское судостроительное производственное объединение. Последняя известная мне дата, связанная с заводом — 14 декабря 1982 года Астраханскому судостроительному производственному объединению было присвоено имя 60-летия СССР. Чем занимается завод сегодня, кому принадлежит, как называется сейчас — расследования не производил.
С чего же начинался завод? К примеру, с гальванического цеха:



Здание цеха существует и поныне, его можно увидеть на Google. Он выделен верхним пятиугольником:

Нижний же прямоугольник — бывший деревообрабатывающий цех:

До сегодняшнего времени не уцелел, ныне на его месте две вертолётные площадки.

Завод стоял и продолжает стоять на берегу бухты Золотой затон:

Вот так Золотой затон выглядил около 80 лет назад. Скорее всего весной. На переднем плане виден пароход «Штиль», но к нему я вернусь позже:

Следующие объекты доподлинно установить не удалось, но, тем не менее, принимая во внимание, что они также относятся к судостроительному заводу, делаю выводы. Испуганные фотографом рабочие завода им.Сталина:

которые жили в двухэтажных деревянных бараках:

и долгими зимними вечерами культурно отдыхали в соответствующем доме, осенённым портретом какого-то героя тех времён:

Вернусь к пароходу «Штиль». Прежнее, дореволюционное название «Князь Игорь». Построен в 1901 в Ниженем Новгороде на заводе Яковлева. Скорость передвижения 260 человек и 60 тонн груза до 14 км в час. Мощность двигателя 140 лошадиных сил. Так он выглядел в начале 30-х:

Помимо «Штиля» на негативах был и пароход «А.Н.Радищев» Камского речного пароходства:

Как сообщили мне астраханские краеведы, снимок явно сделан не в окресностях Астрахани — нет в округе таких крутых берегов. Но есть небольшая история о «Радищеве».
Когда он был построен, мне неизвестно. Но биография его богата. Будучи при Камском РП он несомненно ходил по Каме. К началу войны он курсировал по маршруту Пермь-Горький, а в начале войны первый свой военный рейс выполнил с эвакуированными в Пермь. При этом он тащил с собой баржу, также набитую эвакуированными. Чуть позже «Радищева» переоборудовали в плавучий госпиталь, который переправлял раненых водным путём в Чебоксары, Казань, Сарапул и другие города тыла.
В 1952 году «Радищеву» повезло. Он стал одним из кораблей, открывавшим Волго-Донской канал. Со стороны Волги по новому каналу двигался целая флотилия во главе с флагманом речного флота пароходом «Иосиф Сталин», а со стороны Дона — одинокий труженник и герой  «Радищев». Встреча состоялась на Цимлянском море. Так «Радищевым» было открыто прямое речное сообщение Ростов (который на Дону) — Москва. Фото «Радищева» у шлюза №9 Волго-Донского канала в 1952 году:

Но у меня остался вопрос — как пароход, работающий в бассейне Волги, мог открыть новый водный путь по направлению от Дона к Волге? Предполагаю, что это останется тайной, но уверен — «Радищев» стал первым, кто прошёл по каналу в Ростов с Волги, чтобы позже вернуться. А уж только потом, с помпой, официозом и каквалькадой прошёл «Сталин». Пропаганда, однако!
Что дальше случилось с «Радищевым» также не знаю. Вроде бы гниёт где-то на Днепре недалеко от Киева. Но по обводам на «нашего» «Радищева» днепровский не похож.

Не то, чтобы фото корабля, а сюжет на его борту. Радостные пролетарки на корме парохода «Страж Революции». И, кажется, автопортрет фотографа. Приглядитесь к тени внизу фото:

Жаль, что не видно собственно «Стража Революции». Но известно, каким он был до революции. Только назывался по другому:

Товаро-пассажирский 3-х плубный пароход, будущий «Страж Революции», «по крещению» назывался «И.А.Крыловъ». Он был построен в 1908 году в Бельгии на заводе «Коккериль» (того, что на берегу реки Мезы) для акционерного общества «Самолёт». После национализации речного флота в 1918 году был переименован в «Страж революции» и работал на Волге в составе Нижневолжского Речного Пароходства. Осенью 1954 года вместе с тремя другими параходами сгорел на судоремонтном заводе в Белом Городке.
Однако и к этому пароходу я придумал историю. В интернете нашёл фразу — «В 1931 году на пароходе «Страж революции» в Саратов прибыла французская делегация МОПР из 9-ти человек. На пристани состоялся митинг.» На что я думаю — понимаете? Объясняю. Негативы — начала 30-х годов, фотограф — не последний человек на судостроительном заводе, даже фотоаппарат имел, место действия — борт «Стража Революции»… Вполне можно предположить, что четыре дамы на фото — из этой делегации или примкнувшией к ней. Шутка конечно же! Хотя в каждой шутке…

А история с негативами продолжала раскручиваться.
Спустя год после опубликования негативов на астраханских форумах мне пришло письмо от Ивана Л. с пояснениями по поводу 2-х фото одного дома с разных сторон:

«Дом 1908 года постройки, я жил в нем с 1979 по 1995 год, балкон отвалился от снега 10 марта 1988г., а 4 июня 1995г. дом сгорел — соседка гнала самогон и аппарат взорвался.. Сейчас там пустое место. Что касается других фоток дома — все сгорели во время пожара. Я сам увлекался фотографией, но ничего не сохранилось… Я думаю — человек жил в моем доме и фотографировал соседей, но, к сожалению, уже почти никого не осталось в живых, кто бы помнил. Те одноэтажные дома обложили кирпичом и их уже не узнать. Дом находился по адресу Астрахань, набережная р. Царев, 71». Плюс присланы его координаты, которые оказались невдалеке от судостроительного завода:

Подробнее:

Это было действительно чудом — найти жителя этого дома и узнать такую историю! Ничего придумывать не надо!