Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!
В 1900 году Астрахань стала седьмым городом в России, имеющим трамвайные пути. А всё начиналось весной 1897 года, когда между Астраханской городской Думой и «Большим Бельгийским акционерным обществом» был заключён договор о строительстве в городе Астрахани электрической железной дороги. Ещё раньше, в 70-е годы XIX века, городские власти пытались провести в Астрахани «конно-железную городскую дорогу». Но «конка» в нашем городе не прижилась: мешали бугры — непреодолимое препятствие даже для самых выносливых лошадей. Но наступил век электричества. Появился трамвай. Бельгия считалась родиной этого вида транспорта. Представитель акционерного анонимного общества в Астрахани Фелисьен Маесс бдительно следил, как выполняются пункты договора городской Думой, а его доверенное лицо инженер Морис Дю Вельц почти три года безотлучно жил в Астрахани. Столько времени продолжалось строительство трамвайных путей, депо, тепловой подстанции, укрепление мостов через Кутум и Канаву. Всё это обошлось астраханским налогоплательщикам в кругленькую сумму — 750 тысяч франков. О сооружении трамвайного комплекса постоянно писали местные газетчики, и большинство статей было отнюдь не хвалебного характера. В одной из них говорилось, что «трамвай так же идёт нашему городу-луже, как слепому пенсне». Другой репортёр иронизировал: «Трамвай — красивый и модный галстук на шее самоубийцы. Но разве самоубийца в нём нуждается? Не было трамвая, гнили в болоте, будет трамвай, будем также пропадать в болоте…» 13 мая газета «Астраханский листок» сообщала: «Трамвай ещё не открылся, а цены на квартиры, расположенные на его пути, уже поднялись чуть не вдвое. Я лично знаю на Демидовской улице одну квартиру — сырую, холодную, кишащую крысами, сдававшуюся до постройки трамвая за 25 рублей, а теперь сдающуюся за 35 рублей в месяц, о чём свидетельствуют записки, наклеенные на окнах».
Первый пробный трамвай пошёл по городу 17 мая 1900 года. Он выявил много недостатков технического характера, и почти месяц ушёл на их устранение. Официальное открытие трамвая состоялось 11 июня в 9 часов утра (24 июня по новому стилю). На открытии присутствовал сам губернатор Михаил Александрович Газенкампф с городским начальством. Был тут и епископ Сергий, который сказал напутственное слово при освящении депо. Губернатору поднесли на бархатной подушке в специальном футляре электрическую кнопку, провода от которой тянулись к щитку с приборами. Газенкампф нажал кнопку, задребезжал звонок, и пошёл первый ток в контактную сеть трамвая. И тут же грянул Государственный гимн, исполненный военным духовым оркестром запасного Царевского батальона.
Вечером в курзале сада «Аркадия» для устроителей трамвая был дан роскошный банкет, который обошёлся городу в две с половиной тысячи рублей. 13 июня в газете «Астраханский листок» появилась статья «Публика и трамвай». В ней говорилось: «11 июня началось правильное движение по улицам города вагонов городской электрической дороги. С утра улицы, по которым проложены рельсы, были полны народом, который стоял шпалерами. На углах улиц собрались целые толпы. Вот и уличный оратор, который разъясняет собравшимся о способе движения трамвая, об электричестве… Все вагоны были полны, кондуктора работали не покладая рук. Среди катавшихся было много татар, которые не скрывали своего восторга и удивления. Каталась масса детей. Места брались с бою. Вагоны ходят плавно, слегка покачиваясь. Ток действовал хорошо. Вечером по подвозу публики к садам «Аркадия» и «Отрадное» трамвай работал прекрасно. Трамвай значительно всколыхнул обывателей, дал им неисчерпаемую пищу для разговора: теперь куда бы вы ни пришли, везде гвоздём разговора служит трамвай».
Из книги ”Город и Люди” (Астрахань, 2001 г.). Скан http://levtrozky.blogspot.ru, OCR моё.