А. Марков — «По городу пошёл трамвай» (в сокращении)

Пожалуйста, помогите порталу!

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!

В 1900 году Астрахань стала седьмым городом в России, имеющим трамвайные пути. А всё начиналось весной 1897 года, когда между Астраханской городской Думой и «Большим Бельгийским акционерным обществом» был заключён договор о строительстве в городе Астрахани электрической железной дороги. Ещё раньше, в 70-е годы XIX века, городские власти пытались провести в Астрахани «конно-железную городскую дорогу». Но «конка» в нашем городе не прижилась: мешали бугры — непреодолимое препятствие даже для самых выносливых лошадей. Но наступил век электричества. Появился трамвай. Бельгия считалась родиной этого вида транспорта. Представитель акционерного анонимного общества в Астрахани Фелисьен Маесс бдительно следил, как выполняются пункты договора городской Думой, а его доверенное лицо инженер Морис Дю Вельц почти три года безотлучно жил в Астрахани. Столько времени продолжалось строительство трамвайных путей, депо, тепловой подстанции, укрепление мостов через Кутум и Канаву. Всё это обошлось астраханским налогоплательщикам в кругленькую сумму — 750 тысяч франков. О сооружении трамвайного комплекса постоянно писали местные газетчики, и большинство статей было отнюдь не хвалебного характера. В одной из них говорилось, что «трамвай так же идёт нашему городу-луже, как слепому пенсне». Другой репортёр иронизировал: «Трамвай — красивый и модный галстук на шее самоубийцы. Но разве самоубийца в нём нуждается? Не было трамвая, гнили в болоте, будет трамвай, будем также пропадать в болоте…» 13 мая газета «Астраханский листок» сообщала: «Трамвай ещё не открылся, а цены на квартиры, расположенные на его пути, уже поднялись чуть не вдвое. Я лично знаю на Демидовской улице одну квартиру — сырую, холодную, кишащую крысами, сдававшуюся до постройки трамвая за 25 рублей, а теперь сдающуюся за 35 рублей в месяц, о чём свидетельствуют записки, наклеенные на окнах».

Первый пробный трамвай пошёл по городу 17 мая 1900 года. Он выявил много недостатков технического характера, и почти месяц ушёл на их устранение. Официальное открытие трамвая состоялось 11 июня в 9 часов утра (24 июня по новому стилю). На открытии присутствовал сам губернатор Михаил Александрович Газенкампф с городским начальством. Был тут и епископ Сергий, который сказал напутственное слово при освящении депо. Губернатору поднесли на бархатной подушке в специальном футляре электрическую кнопку, провода от которой тянулись к щитку с приборами. Газенкампф нажал кнопку, задребезжал звонок, и пошёл первый ток в контактную сеть трамвая. И тут же грянул Государственный гимн, исполненный военным духовым оркестром запасного Царевского батальона.
Вечером в курзале сада «Аркадия» для устроителей трамвая был дан роскошный банкет, который обошёлся городу в две с половиной тысячи рублей. 13 июня в газете «Астраханский листок» появилась статья «Публика и трамвай». В ней говорилось: «11 июня началось правильное движение по улицам города вагонов городской электрической дороги. С утра улицы, по которым проложены рельсы, были полны народом, который стоял шпалерами. На углах улиц собрались целые толпы. Вот и уличный оратор, который разъясняет собравшимся о способе движения трамвая, об электричестве… Все вагоны были полны, кондуктора работали не покладая рук. Среди катавшихся было много татар, которые не скрывали своего восторга и удивления. Каталась масса детей. Места брались с бою. Вагоны ходят плавно, слегка покачиваясь. Ток действовал хорошо. Вечером по подвозу публики к садам «Аркадия» и «Отрадное» трамвай работал прекрасно. Трамвай значительно всколыхнул обывателей, дал им неисчерпаемую пищу для разговора: теперь куда бы вы ни пришли, везде гвоздём разговора служит трамвай».

Из книги ”Город и Люди” (Астрахань, 2001 г.). Скан http://levtrozky.blogspot.ru, OCR моё.