Большие исады (рынок).
Они носят во многих отношениях отличный от рынков других городов, своеобразный вид и характер. Некоторые из посетивших Астрахань писателей находили даже, что Большие исады в Астрахани своего рода достопримечательность. И действительно, в летнюю пору исады могут представлять для туристов заслуживающую внимания картинку. Татары, торгующие зеленью, персы с своими оригинально расположенными в лавочках персидскими товарами, «чурешники» (продавцы татарского хлеба — называемого «чурек», довольно вкусного и по виду своему не похожего на обыкновенный хлеб), армяне, торгующие армянским сыром 19) и солёными закусками и т. д. Все это нам, астраханцам, приглядевшееся и не представляющее ничего любопытного, вызывает необыкновенное внимание заезжих людей. Прибавим к этому, что одни только жители пригородного села Черепахи 20), привозящие на исады для продажи сельские продукты, уже представляют для неастраханца интерес. В самом деле, черепашинская телега с запряжённым в неё верблюдом или быком, управляемая курьезно и цветисто одетой бабой — есть уже целая и бесподобная картинка для туриста. «Исады» интересны только рано утром до 8-ми часов. Следует сказать, что как Большие исады, так и Малые, находящиеся на берегу Волги, близь пристани «Самолет», составляют одну из крупнейших доходных статей гор. управления 21). Огромное количество овощей, фруктов и рыбы приобретается здесь для отправки на пароходах и в города вверх по Волге и в Каспийские порты. Арбузы, дыни, капуста, помидоры, баклажаны и т. п. вывозятся в огромном количестве и татары бахчеводы и огородники платят за свои места на исадах крупную аренду. Открытая, растянутая по берегу р. Кутума на Бол. исадах, арбузные места тоже оплачиваются торговцами сотнями рублей в год. Кстати, в Астрахани употребляется ругательное слово «арбешник», а на исадах есть профессиональные арбешники. Название это происходить от слова «арба» — татарской двухколесной телеги, очень употребительной в Астрахани, на которой перевозят с бахчей, огородов и с исад капусту и проч. овощи. Бедные, уличные ребятишки, беспризорные, нередко бездомные, живущие между небом и землею, а иногда и просто отбившиеся от рук — берутся у бахчевода за 3-5 коп. сопровождать воз вместе с купившим продукт до дома последнего и затем пригнать арбу назад, на исады. Вот эти местные погонщики и названы арбешниками 22).

Астраханский татарин

Богатая татарка.

«Арба».
За Красным мостом, налево, в улицу, находятся казармы казачьего № 1-й конного полка, помещенные в доме, уступленном городу казною для устройства коммерческого училища, вместо которого открыто реальное — в специально выстроенном здании. Следует отметить, что полк имеет свой оркестр, сформированный и обученный в очень короткое последнее время. Оркестр этот имеет очень большой успех и выступает иногда на концертах отделения Императорского музыкального общества. Репертуар оркестра обширный. Дирижер Я. О. Гордель. Ему обязаны казаки-музыканты своими познаниями, искусством и успехами. Я. Гордель сформировал оркестр, обучил его и вывел перед публикой. Кроме хора духовой музыки, г-н Гордель, неутомимо занимающейся с казаками-музыкантами, сформировал еще струнный оркестр. Во всем этом интересно то, что состав оркестров — молодые казаки, до поступления в школу Горделя не имевшие о музыке никакого понятия.
Не далеко от казачьих казарм
Продолжение следует…
Примечания
19. По-армянски «панир» — совершенно особенный на вкус сыр, соленый, сохраняющейся в «тузлуке» (раствор соли).
20. Кое-что об этом необыкновенном селе читатель найдет в настоящей книжке.
21. Большие исады приносят городу более 22 тыс. руб.; Малые исады более 24 тыс. руб.
22. В Америке погонщики мулов попадали в президенты Соединенных Штатов, ну, а наши «арбешники» попадают в конце концов или в тюрьму, или в ростовщики.