А.Штылько «Иллюстрированная Астрахань» (продолжение)

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

http://www.indels.ru/
Продолжаю публикацию книги известного астраханского краеведа Адольфа Штылко «Иллюстрированная Астрахань» (Саратов, 1896 г.)

Пароходство на Волге.
Первый пароход в России появился не на великой артерии земли русской — Волге, а на Неве. Заводчик Карл Берд первый построил паровое судно и спустил его и на Неву в 1814 г. Название — «пароход», — настоящее русское и вполне понятное каждому — присвоено паровым судам не сразу. Бердовское судно называлось «стим-бот». Это не собственное имя. Греч, известный издатель «Северной Пчелы», писавший первую статью о вновь появившемся паровом судне, чрезвычайно сердился, что приходится употреблять в статье иностранное слово — «стим-бот». Наконец, его надоумил один знакомый, и в «Северной пчеле» явилось новое, не употреблявшееся до того название: «пароход». С той поры слово стим-бот уже не употреблялось.
Скоро стим-боты запыхтели и на Волге. Пионерами волжского пароходства были гг. Всеволожские, астраханец Д. П. Евреинов, генерал Шепелев, купцы Глебов и Ефремов, англичанин Матвей Мураго, помещик Сомов, армяне Ералов и Углев. Все они один за одним, начиная с 1817 года и по 1839 г., терпли неудачи в новом деле. Пароход Всеволожского примерз ко дну на зимовке ниже Сарапула, и весною был залит водою, Евреиновские пароходы были неуклюжи, а машины часто портились, так что Император Александр I совершил свое плавание из Симбирска в Самару на казенном гардкоте. Пароходы других владельцев тоже оказывались неудачными, а пароход астраханского армянина Углева, в первую же навигацию в 1839 г. был затерт льдом на луговой стороне Волги, недалеко от Черного Яра.
Все эти неудачи с первыми волжскими пароходами зависели от неумения строить машины. В то время как на Волге всего-то два-три парохода ели ползли с своими скверными машинами и безобразными корпусами, в то время, как владельцы их терпели убытки, разорялись и проклинали казавшееся столь заманчивым пароходное дело, — в Англии уже были сотни пароходов, один из них уже совершал кругосветное плавание, а в Швеции уже был приобретен винтовой двигатель. Наконец, в 1843 году, учреждается пароходное «о-во по Волге» и буксирное дело начинает развиваться с невероятной быстротой. Возникают новые пароходные компании, частные лица строят буксирные пароходы один за одним. Наибольшее число пароходовладельцев было из нижегородцев и астраханцев — армян. Пассажирское пароходство, однако, долго еще не развивалось. Уже в 1858 г. от Нижнего до Астрахани ходили только четыре товаро-пассажирских парохода. В 1863 году, т.е. через двадцать лет, после учреждения, «о-ва по Волге», на последней и её притоках плавало 277 пароходов. С 1866 г. число легко-пассажирских пароходов стало достаточным, чтобы установить ежедневные отправления от Астрахани до Нижнего.

Пароходные пристани «А. Зевеке» и О-ва «по Волге».
продолжение следует…