Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!
http://www.indels.ru/
Продолжаю публикацию книги известного астраханского краеведа Адольфа Штылко «Иллюстрированная Астрахань» (Саратов, 1896 г.)
Пароходство на Волге.
Первый пароход в России появился не на великой артерии земли русской — Волге, а на Неве. Заводчик Карл Берд первый построил паровое судно и спустил его и на Неву в 1814 г. Название — «пароход», — настоящее русское и вполне понятное каждому — присвоено паровым судам не сразу. Бердовское судно называлось «стим-бот». Это не собственное имя. Греч, известный издатель «Северной Пчелы», писавший первую статью о вновь появившемся паровом судне, чрезвычайно сердился, что приходится употреблять в статье иностранное слово — «стим-бот». Наконец, его надоумил один знакомый, и в «Северной пчеле» явилось новое, не употреблявшееся до того название: «пароход». С той поры слово стим-бот уже не употреблялось.
Скоро стим-боты запыхтели и на Волге. Пионерами волжского пароходства были гг. Всеволожские, астраханец Д. П. Евреинов, генерал Шепелев, купцы Глебов и Ефремов, англичанин Матвей Мураго, помещик Сомов, армяне Ералов и Углев. Все они один за одним, начиная с 1817 года и по 1839 г., терпли неудачи в новом деле. Пароход Всеволожского примерз ко дну на зимовке ниже Сарапула, и весною был залит водою, Евреиновские пароходы были неуклюжи, а машины часто портились, так что Император Александр I совершил свое плавание из Симбирска в Самару на казенном гардкоте. Пароходы других владельцев тоже оказывались неудачными, а пароход астраханского армянина Углева, в первую же навигацию в 1839 г. был затерт льдом на луговой стороне Волги, недалеко от Черного Яра.
Все эти неудачи с первыми волжскими пароходами зависели от неумения строить машины. В то время как на Волге всего-то два-три парохода ели ползли с своими скверными машинами и безобразными корпусами, в то время, как владельцы их терпели убытки, разорялись и проклинали казавшееся столь заманчивым пароходное дело, — в Англии уже были сотни пароходов, один из них уже совершал кругосветное плавание, а в Швеции уже был приобретен винтовой двигатель. Наконец, в 1843 году, учреждается пароходное «о-во по Волге» и буксирное дело начинает развиваться с невероятной быстротой. Возникают новые пароходные компании, частные лица строят буксирные пароходы один за одним. Наибольшее число пароходовладельцев было из нижегородцев и астраханцев — армян. Пассажирское пароходство, однако, долго еще не развивалось. Уже в 1858 г. от Нижнего до Астрахани ходили только четыре товаро-пассажирских парохода. В 1863 году, т.е. через двадцать лет, после учреждения, «о-ва по Волге», на последней и её притоках плавало 277 пароходов. С 1866 г. число легко-пассажирских пароходов стало достаточным, чтобы установить ежедневные отправления от Астрахани до Нижнего.
Пароходные пристани «А. Зевеке» и О-ва «по Волге».
продолжение следует…