Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через
Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!
Архиерейская ризница.
В Успенском соборе находится богатейшая в России архиерейская ризница.
В этой сокровищнице хранятся драгоценные, старинной работы, предметы, для обозрения которых надо испросить разрешение чрез соборного ключаря, который и сопровождает в ризницу лиц, интересующихся её содержимым.
Вот что есть в ризнице:
МИТРЫ: Всех митр — 9. Замечательнейшая из них:
1) По золотому глазету украшенная жемчугом, яхонтами, рубинами, сапфирами, изумрудом и множеством бриллиантов, которых, с розами, насчитывают до 672. Один хризолит на митре размерами более вершка. Стоимость митры 150 тыс. руб., сделана из девяти прежних древних митр в Москве в 1790 году, под присмотром Н. Н. Бантыш-Каменского, с соизволения архиепископа астраханского Никифора Феотоки.
2) Жемчужная, сделана в 1810 году, стоит до 50 тысяч руб. На ней овальная, половинчатая, жемчужина, величиною в голубиное яйцо.
ПАНАГИИ:
1) Панагия, пожалованная Императрицею Екатериною II, арх. Тихону Малинину (ум. ноября 14, 1793 года), в1792 году мая 18. На панагии образ Спасителя, финифтяный, украшенный бриллиантами.
2) Панагия под короною, с изображением Пресвятой Богородицы, украшена бриллиантами. Пожалована 12 декабря 1805 года Императором Александром I знаменитому Анастасию Братановскому, архиепископу астраханскому, умершему в Астрахани 9 декабря 1806 года.
3) Панагия с изображением святых, вырезанным на кости; замечательна миниатюрной, искусственной резьбой, работы древних художников.
4) Тоже.
Успенский кафедральный собор в Астрахани.
ПОСОХИ:
1) Митрополита Иосифа (1667—1671), обложенный крокодиловой кожею, с четырьмя сребро-позолоченными яблоками.
2) Его же и в такой же обложке, с костяными змиями, между которыми с одной стороны распято резное, а с другой — изображение Богоматери; змии украшены изумрудами и яхонтами.
Оба посоха имеют надпись: "Митрополита Иосифа от сотворения мира 7177 г. (1669 г)". Посохи эти особенно ценны потому, что принадлежали популярнейшему из астраханских иерархов (Иосиф замучен и убит сподвижниками Стеньки Разина 11 мая 1671 года).
Кроме того, с одним из посохов связано предание о выдающемся в истории Астрахани моменте.
Митрополит Сампсон, усмиряя бунтовщиков в 1705 году (свадебный бунт), приблизился к мятежникам в полном облачении и, показав им посох Иосифа, сказал: "Вот посох митрополита Иосифа, убитого бунтовщиками напрасно"!…
Увещания Сампсона имели успех, народ покорился и впустил в город воеводу Шереметева, явившегося под Астрахань с войсками, по приказанию Петра Великого.
3) Посох третьего архиепископа астраханского Макария. Этот посох, весящий до 5 фунтов, хранится в соборной ризнице.
По преданию, занесенному в летопись о. Кирилла Васильева 5), бывшего соборного ключаря, Макарий замышлял изменить царю, образовать вновь Астраханское Царство, посадив на престол своего племянника, а сам предполагал быть патриархом. Воеводы и дьяки предупредили смуту, изобличили Макария и произвели над ним дикую расправу, в которой посох играл немаловажную роль.
КРЕСТЫ:
1) Крест архиепископа, а в последствии митрополита Иосифа — золотой. Украшен жемчугом и яхонтами. Надпись на нижней стороне креста:
"7165 г. (1657 г.) февраля 24 дня, положил сей крест золотой, в нем мощи многих святых, в Астрахани в соборную церковь Успения Богородицы, великий господин преосвященный Иосиф, архиепископ Астраханский и Терский".
2) Крест с надписью 1649 г. февраля 1.
3) Крест, унизанный жемчугом, по надписи 1672 г. ноября 20.
4) Крест с 2 сапфирами 1684 г. марта 8.
5) Крест — 1699 г.
6) Крест — 1705 г.
7) Распятие литое 1706 г.
8) Крест — 1794 г.; финифтяное распятие подделано под мертвое тело. Украшен изумрудами (97) и бриллиантами.
9) Большой, деревянный (древний) крестъ с мощами, вложенный в серебряный ящик за стеклом.
10) панагийные кресты — десять.
Из них два работы 1789 г., остальные носят отпечаток глубокой древности. Все драгоценные.
ЕВАНГЕЛИЯ:
1) Митрополита Иосифа. Печатано в 1640 году. Скреплено его рукою.
2) Евангелие, скрепленное рукою патриарха Никона. Напечатано в 1606 году.
3) Евангелие, серебряные доски которого весят 1 пуд 38 фунтов.
4) Евангелие преосвященного Мефодия. Верхняя доска сделана из чистого золота, чеканная, весу 35 фунтов, осыпана драгоценными каменьями. Изображения финифтяные.
Сделана в Москве в 1768 г. и стоит около 120 тысяч рублей
Всех евангелий в соборной ризнице — 18.
ВОДОСВЯТЫНЫЕ ЧАШИ:
1) Серебряная с надписью: "7166 (1658) г. месяца сентября, состроил cию чашу великий государь преосвященный Иосиф, архиепископ Астраханский и Терский".
2) Серебряная, построена преосвященным Мефодием (1758—1776 г.). Вес 2 пуда 8 фунтов.
ПОТИРЫ:
1) Потир, дискос и звездица серебряные, позолоченные. Надпись: "Лета 7174 (1666) году ноября в 20 день строил сей потир преосвященный Иосиф, архиепископ Астраханский и Терский в церковь Николая Чудотворца".
2) Тоже — 1650 г. Вес 1 фунт 78 золотников.
3) Потир Мефодия 1769 года, золотой, вес 5 фунтов 7 золотников.
КОВШ. Серебряный, пожалованный Императором Петром I стрельцу Федорову.
ЦАРСКИЕ ВРАТА. Серебряные, чеканной работы, пожертвованы в 1818 году купцом А. П. Сапожниковым. Стоимость их 130 тысяч рублей.
ОБЛАЧЕНИЯ И ОДЕЖДЫ:
1) Фелонь темно-синего бархата, травчатого, в которую, полагают, облекались святители до 1667 года, т.е. до митрополита Иосифа, начавшего употреблять саккос.
2) Саккос, подаренный патриархами Александрийским и Антиохийским в 1667 г. Иосифу, при возведении его в сан митрополита астраханского.
По саккосу вытканы образа Спасителя с благословляющими руками. Материя на саккос тканая из сученого шелка, с золотом. Саккос подарен в целях убеждения астраханских раскольников в неправильности из воззрений относительно перстосложения.
3) Власяница, в которой был замучен и убит митрополит Иосиф.
4) Клобук саржевый, белый, снятый с головы митрополита Сампсона через 88 лет, после его погребения. Сампсон умер 3 апреля 1714 года, а в 1801 году гробница его была вскрыта по приказанию преосвященного Платона Любарскаго.
ПЛАЩАНИЦА, шитая золотом, серебром и шелками. Взята у Марины Мнишек, овладевшей вместе с атаманом Заруцким в 1614 году Астраханским Кремлем. Плащаница была у Марины Мнишек в числе других драгоценностей, награбленных в России. На ней вышита белым шелком следующая надпись: "Лета 6974 г. княгиня Елена Михайловна вышила сей воздух великому архистрату Иоанну Андреевичу и его княгине и их детям". Плащаница поступила в собор от астраханского воеводы И. А. Голицына, после победы в 1614 г. над Заруцким.
ДРЕВНИЕ ИКОНЫ: 1) Образ Владимирской Божьей Матери, привезенный первым игуменом и строителем церквей — Кириллом, присланным Иоанном Грозным в 1568 году. Образ имеет 11/4 арш. в вышину и 3/4 арш. ширины. Риза серебряная, позолоченная. Украшения яхонтовые, алмазные и изумрудные.
Икона эта, по словам летописей, прислана от царя Иоанна IV из царских палат. До 1793 г. в день 23 июня, икону обносили вокруг кремля и белого города при торжественной обстановке, но потом обычай прекращен.
Образ находится в нижнем соборе по левую сторону царских врат.
2) Образ Владимирской Божьей Матери, подаренный воеводою П. М. Салтыковым. Усыпан был каменьями и жемчугом в огромном количестве с жемчужной же надписью: "Неимамы иныя помощи, разве тебе Владычица". Каждое слово в длину около 2 вершков, низано жемчугом. До 1797 года образ стоял в соборе. Преосвященный Платон Любарский, будто бы, ради любопытства и любви к столь священным предметам, держал его у себя, а когда в 1803 году сдал икону обратно, то жемчуга и каменьев на ней уже не было.
3) Образ преподобного Серия Радонежского, бывший походным у фельдмаршала Шереметева, усмирявшего "свадебный бунт" 1705 года. Шереметев держал образ на груди своей, когда мятежники, послушавшись совета и увещаний митрополита Сампсона, отворили ворота Белого Города и, увидя фельдмаршала с образом, упали на колена с криками: "Помилуй нас"!.. Шереметев, а за ним войска, направились в Кремль, по улице, усеянной шпалерами народа, лежавшего ниц.
Образ во имя Сергия стоял в соборе, на аналое до 1762 года, в этом году сделана была во имя его церковь при Троицком монастыре. По упразднении монастыря, в 1764 году, образ перенесен в собор, где и находится до сих пор.
При архиерейском доме, соединенном галереей с собором, находится
———
5. "Летопись" эта издана Кирилло-Мефодиевск. общ. в виде отдельных оттисков из "Астраханск. Епарх. Ведом." 1887 года.
Продолжение следует…