Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!
А. Марков, С. Львов.
Астрахань на старинных открытках
(начало)
Астрахань
ГУП «Волга»
1999
Благовещенский женский монастырь
Фотооткрытка.
ЗАПЕЧАТЛЕННАЯ ИСТОРИЯ
— Господа! Минуточку внимания! Снимаю! — Высокий господин в добротном чесучовом костюме привычным жестом профессионала на мгновение открыл объектив. И остались на долгие годы все в той же статичной неподвижности интерьеры обувною магазина, напряженные лица приказчиков, угодливо улыбающихся привычной улыбкой, небрежный жест состоятельною клиента, высокие прилавки и венские стулья — самый первый из известных нам фотоснимков мастера художественной фотографии в Астрахани Владимира Александровича Сергеева.
Старейшие фотографы города Вишневский, Климашевская, Козлов долго не могли прийти в себя от изумления — невиданные обороты новичка, наплыв посетителей в фотографию, удачно расположившуюся на главной улице города — Екатерининской (Московской), в доме Усейнова, близ церкви Рождества Пресвятой Богородицы (сейчас на том месте спортивная школа по художественной гимнастике, а на месте церкви книжный магазин «Современник») — все удивляло, настораживало, да и было, чему завидовать.
Владимир Александрович Сергеев.
В 1898 году Сергеев параллельно с Л. Шарбером начинает издание открытых писем с видами Астраханского края. Дело было поставлено с размахом. Контракт на издание с известнейшей шведской фирмой «Гранберг» в Стокгольме, подбор незаурядных по мастерству исполнения и изобразительной достоверности рисунков для литографии, принадлежащих творчеству художника Н.П. Протасова, обеспечили быстрый успех предприятия. Астраханские кумушки, девушки на выданье, степенное купечество, городская интеллигенция спешили украсить свои домашние альбомы видами родного города. Мало кто теперь пользовался обезличенными прямоугольничками государственных почтовых открыток. Куда приятнее было, например, послать открытку с видом на Стрелку, где всегда стояла целая армада живописных рыбачьих лодок, или удивить родных и близких видом строений чудесной русской сказки — астраханского парка «Аркадия» с их резными наличниками и точеными балясинками. Астраханский колорит отчетливо проявлялся и в любопытных этнографических фотоэтюдах киргизов, калмыков, татар, сценках продажи винограда. Фотоизображение непременно помещалось в изящную виньетку, словно бы продолжающую фотосюжет, а иногда являющую элемент самостоятельного художественного произведения.
Киргизский аул. Киргиз.
Издание В.А. Сергеева.
Интересны сувенирные фотооткрытки: «Поклон из Астрахани», «Привет из Астрахани», где монтировалось сразу несколько видовых изображений города. Так, на одной из открыток мы видим Адмиралтейство, плезир-яхту Петра I и Триумфальную арку в порту. На другой — сцены из жизни киргизов, на третьей — памятник Александру II и Александровский бульвар…
В 1900 году в издании Астраханского благотворительного общества выходит «Альбом с видами и типами Астраханского края» — новый блестящий пример сотрудничества Сергеева и Протасова. Альбом открывается видами астраханского рейда. А вот как удачно дополняет изображения отомастера текст: «…плывут сюда тысячи судов и кораблей всех величин, названий, назначений… Первобытные «беляны», деревом скрепленные вместо железа. Гиганты «американцы» — краса Волги — последнее слово комфорта и техники речного судостроения. Пропитанный жиром «тюленщик», отдыхающий после опасной погони во льдах Каспия за морским зверем… Стройные бриги и шхуны вздымают к небу свои изящные мачты… Могучий волжский буксир, сил в тысячу, тяжко дыша, влачит «караван» с миллионом пудов груза…».
Привет из Астрахани. Александровский бульвар.
Памятник императору Александру II.
Издание В.А. Сергеева.
В альбоме Сергеев использует и фотооткрытки. После смерти Владимира Николаевича Виноградского, почитаемого астраханцами директора реального училища, именно В.А. Сергееву поручается изготовить фотографии для памятной книги, выпускавшейся в честь замечательного педагога. Работы Сергеева получали все большее признание. Тем более странным явился его неожиданный выезд из Астрахани.
«25 мая 1900 года комитет (художественного кружка — авт.) постановил: поручить исполнение обязанностей секретаря П.М. Новикову, так как секретарь В.А. Сергеев выехал из Астрахани и обратно более не возвратится». Его фотографическая мастерская была куплена госпожой С.А. Бобровой, но изданием открытых писем она не занималась.
Инициатива, имеющая успех, всегда находит своих приверженцев. Так получилось и с изданием открыток на астраханские мотивы…
На некоторых из них помещалась коммерческая реклама. Среди рекламных особо популярна у коллекционеров цветная литографированная открытка, где очень удачно смонтированы виды на кремль, Варвациевский канал и Волгу. Открытка была издана товариществом «Эйнем» в Москве, а печаталась в типографии «Шефер и Шайбе» в Берлине.
Астрахань.
Издание товарищества Эйнем в Москве.
Блестящим продолжателем инициативы Сергеева был Иван Митрофанович Бочкарев. Он приехал в Астрахань из города Нижний Тагил Пермской губернии в 1898 году. Бочкарев был живописцем и декоратором, человеком творческим. Не менее инициативной была и его жена Анна Петровна. Это она купила фотографию у коллежского регистратора Михаила Алексеевича Козлова, которая считалась одной из лучших в городе. В 1904 году Анна Петровна решила передать фотографию своему мужу и обратилась по этому поводу с прошением к астраханскому губернатору. Губернатор решил выяснить, что за личность этот будущий владелец фотографии. И вот появляется документ: «Секретно. Препровождая настоящее прошение, канцелярия губернатора просит сообщить Его Превосходительству о поведении, нравственных качествах и образе жизни Ив. Митрофановича Бочкарева, а также как давно он проживает в г. Астрахани?»[1].
Ответ был получен такой: «… саратовский мещанин Иван Митрофанович Бочкарев поведения и нравственных качеств хороших, под судом и следствием не состоит, в Астрахани проживает 6 лет, до этого жил три года в Пермской губернии в Нижнетагильском заводе».
Образец рекламы фотографии И. Бочкарева.
Право на содержание фотографии Бочкарев получил 3 сентября 1904 года. С этого времени он налаживает выпуск открытых писем, где изображены прежде всего виды Астрахани и ее окрестности.
Сначала фотография Ивана Митрофановича находилась в доме Козлова близ Сапожниковского моста, а затем разместилась в собственном доме на Католической улице.
Бочкарев был и неплохим живописцем. Он принимал участие в астраханских художественных выставках.
У астраханского коллекционера Владимира Петрушкина есть фотооткрытка, где Бочкарев запечатлен в собственной мастерской. Хозяин мастерской сидит за мольбертом, на котором на подрамнике красуется какой-то зимний пейзаж. В левой руке у него палитра, в правой — кисть. На полу на низеньких ножках этюдник с красками. Иван Митрофанович полуобернулся назад, что-то поясняя члену художественного кружка ОльгеТрофимовне Стешенко, сидящей в мягком кресле с книгой в руках.
Иван Бочкарев и член художественного кружка Ольга Стешенко.
Фотооткрытка.
Образцы фотографий, созданных И.М. Бочкаревым, неоднократно удостаивались золотых и серебряных медалей на международных выставках. Фотографа неоднократно приглашали в качестве классного специалиста на съемки событий, вошедших в летопись истории губернии. Широко известны альбомы фотографий И.М. Бочкарева, запечатлевших визит в Астрахань великих княгинь Марии Александровны и Марии Павловны в 1913 году.
Особое место в истории астраханской филокартии занимают открытки издания известного нижегородского фотографа Максима Петровича Дмитриева.
В 1886 году М.П. Дмитриев открывает в Нижнем Новгороде собственную фотографию, в которой проработал свыше 40 лет. Через три года он впервые выставляет свои произведения на Всероссийской фотографической выставке в Москве, отмеченной малой золотой медалью. В 1892 году на Всемирной выставке в Париже Дмитриев был удостоен золотой медали.
Весной 1894 года Максим Петрович начал осуществлять давнюю мечту — создать великолепную серию фотографий о великой русской реке.
На специально предоставленном Ведомством путей сообщения пароходе «Ольга» он совершает поездку по Волге — от Рыбинска до Астрахани. Им было сделано множество снимков. Среди них и запечатлевшие Волжское понизовье.
Вскоре появилась книга «Альбом видов Поволжья». В 1903 году в Москве был отпечатан альбом «Волга. Астрахань».
Листая этот альбом, видишь, что Дмитриева в Астрахани интересовало буквально все — и соборы кремля, и общий вид города, и персидская мечеть, и армянская церковь, и домик Петра Великого, и грузчики-персияне на пристанях… Представлены и понизовые виды — рыбацкий стан на Бодце, нефтяной караван, Заячья воложка…
Многие из этих видов были изданы отдельно, в виде открытых писем.
Всего лишь трижды астраханские сюжеты были воспроизведены на открытках, изданных общиной Св. Евгении Красного Креста. И это при том, что за 20 лет община выпустила 30 миллионов экземпляров открыток, в том числе до трех тысяч видовых сюжетов более 200 географических мест России.
Самым плодовитым по числу выпущенных открыток оказалось издание Артура Рериха в Москве. К сожалению, до настоящего времени не удалось выяснить причин столь повышенного интереса московской фирмы к изданию астраханских открыток, равно как и выявить возможные родственные связи директора фирмы с известной в истории русского искусства фамилией Рерихов. Среди 9 различных серий астраханских открыток, изданных фирмой, несомненным изяществом отличается группа виньеток, и особенно привлекательны так называемые «почтальоны». В специально прикрепленных к открытке маленьких почтальонных сумочках находилось не менее десяти миниатюрных открыточных видов Астрахани.
Оригинальными, неповторяющимися сюжетами славилась продукция А. Лошакова, чья типография и писчебумажный магазин находились на ул. Полицейской в доме Агамжанова (сейчас на этом месте сквер им. Кирова).
Помимо продукции официальных издательств открыток, существовало также немало так называемых «фотооткрыток», на взгляд неспециалиста, не могущих быть причисленными к собственно открыткам. Однако классический размер 9 х 14, разлиновка задней оборотки и особенно факт прохождения почты несомненно свидетельствуют об именно открыточном происхождении такового рода видов. Очень многие из них не могут быть определены как продукция конкретного издателя, но тем не менее высоко ценятся у истинных коллекционеров, зачастую как уникумы. Тираж таких открыток подчас не превышал нескольких десятков экземпляров.
В целом сюжетов, запечатлевших виды и типы Астраханской губернии, было издано не менее 500. Многие из них дублировались в открытках различных издателей.
Первые иллюстрированные открытки были черно-белыми, исполненными в основном методом фототипии. Основным преимуществом этого метода было безрастровое точное воспроизводство полутоновых оригиналов, исключительно мягких и точных по передаче репродукции. Недостатками метода явились медленное печатание и малое количество оттисков, поскольку более 1000 оттисков не выдерживала печатная форма, которую по мере износа приходилось заменять новой.
Техника фототипии удачно использовалась в мастерских «Шерер, Набгольц и К» в Москве и шведском издательстве К.А. Гранберга в Стокгольме. Эти фирмы издавали астраханские открытки как под собственной торговой маркой, так и широко представляли возможности своей полиграфической базы для местных астраханских издателей, в особенности М.А. Рейтмана, Л. Шарбера, М.Л. Винникова.
Старинные открытки помогают нам лучше узнать прошлое. По сути дела, это визитные карточки города и замечательных мест губернии. Это беспристрастные документы, по которым мы можем судить об архитектурных памятниках Астрахани, о жизни горожан, о их нелегком труде, о их развлечениях и даже о их помыслах и чаяниях. Нас отделяет от того удивительного времени целое столетие. И все же мы зримо можем проникнуть за грань возможного. Это нам позволяют сделать старинные открытки. Давайте же внимательно полистаем этот альбом, где представлена лишь часть нашей коллекции.
А. Марков, С. Львов.
[1] ГААО, ф. 1,оп. 2, д. 503, л. 39.