Астрахань: пять лет тому назад

Пожалуйста, помогите порталу!

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!

Эту запись я обнаружил недавно. Один блогер — zabyg17 — был пять лет назад в нашем городе.
Запись от 2005-08-04. У меня, как и у многих моих френдов, ЖЖ тогда не было.

Старые окраины города 

Астрахань – город южный и торговый, как Одесса; растянутый и раскиданный по разным берегам реки, как Пермь. Ее деревянные дома с лестницами-галереями заставляют вспомнить Саратов или Самару; общее распиздяйство — Тулу; новые девятиэтажки на окраинах – Курск; обилие милиции – Москву; восточный колорит – Казань.

Лично на меня Астрахань произвела очень противоречивое впечатление. С одной стороны, это один из самых необычных российских городов, виденных мною. С другой стороны, от него почему-то осталось какое-то чувство пресыщения — нет желания возвращаться туда снова.

Волга во время грозы  Сойдя утром с московского поезда, мы с [info]guimontv сразу почувствовали суровый южный климат: в 6.48 утра было 28 градусов жары, причем влажной, как в парнике. Подобно Неве в Петербурге Волга рассекает Астрахань на несколько частей-островов. В центре города есть набережные, на окраинах – обычные речные откосы, песчаные или заросшие высоченной травой.

Пристань «Новолесное»  Центр города типичен для дореволюционных губернских городов, прошедших закалку советской властью: ампирные особняки и купеческие дома, предреволюционный модерн и деревянные домики, островки сталинской застройки и пятна брежневок.

Деревянный особняк XIX века в центре города

Ближе к окраинам – небогатые зеленью деревянные улицы, кварталы послевоенных двухэтажек и хрущевок. Совсем по краям города – старые поселки при заводах, многоэтажные кварталы и так называемый «частный сектор».

Улица Фиолетова после грозы. Один из двух трамвайных путей залило водой

Визитная карта центра города – это возведенный в XVI веке Кремль. Его я с детства видел на настенных календарях, о нем я читал в путеводителях, про него говорили милиционеры, задержавшие нас на вокзале.

Действительно, его стены, собор и колокольня производят впечатление и способны украсить любой город. Особенно он красив рано утром, когда там еще нет туристов – только занятые благоустройством женщины и скучающая охрана.

В Кремле рано утром 

Там же вечером

В центре города есть несколько замечательных зданий в стиле модерн: Азово-Донской банк (арх. Ф. Лидваль, 1910), бывшая биржа (а впоследствии, по иронии судьбы, ЗАГС) и городская электростанция (1916).

Городская электростанция на берегу Кутума

Бывшая биржа на стрелке Городского рукава и Кутума 

Счастлив, что посетил Астраханскую картинную галерею, расположенную в одном из трехэтажных предреволюционных особняков: собрание поистине великолепно. Прекрасные картины Поленова, Крымова и Головина, утонченные пейзажи С.Ю. Жуковского и К.А. Сомова, неожиданные полотна Горюшкина-Сорокопудова.  Увы, мне сейчас редко доводится бывать в музеях, поэтому этот визит был для меня настоящим глотком свежего воздуха. А [info]guimontv так расчувствовался, что утащил с собой гардеробный номерок – пришлось потом возвращаться :-)

Католический костел (1762-1768). Возможно, именно через него в Россию попала «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи.  Основной ансамбль сталинских зданий расположен на улицах Ленина и Желябова (с южной стороны Кремля). Это весьма монументальные желто-белые дома с башенками, эркерами и лепниной. Вдоль парадного фасада ансамбля идет улица со стильными фонарями 50-х годов и сквером на противоположной стороне. Во дворах же тесно – там почти сразу же начинаются какие-то заборы и домики более старой постройки.

Улица Ленина. Говновозка проезжает мимо крупнейшего сталинского ансамбля города.

Улица Желябова. Западный фасад ансамбля 

Дворовый фасад. Над подъездами домов обнаружены даты: 1955 и 1956. 

Башенка 

Кроме того, в Астрахани есть еще несколько любопытных советских зданий: конструктивистский городок начала 1930-х годов прямо напротив входа в Кремль, необычные довоенные и стильные послевоенные дома в окрестностях центральных улиц: Коммунистической, Советской и Свердлова. Вот некоторые из находок:

Конструктивистский квартал у Кремля. Боковой фасад с надписью «1933 года»

Фрагмент с окном лестницы 

Очень нетипичный кооперативный дом 1928-30 гг. в окрестностях улицы Свердлова 

Его боковой фасад 

Аладьина, 8. Прекрасный дом с угловыми балконами. 1935, архитектор Василий Иванович Таратенко (1891-1947).  Огромное спасибо [info]bruegel за информацию! 

Барельеф с качками-разрядниками на Октябрьской площади  Сильнейшее впечатление на меня произвели и окраинные районы, которые мы успели посетить: южная часть улицы Кирова, окрестности судоверфи имени Кирова, а также поселки Карантинный и Новолесное, виденные с борта речного трамвая.

Бакинская (?) улица на пересечении с улицей Кирова: старые трамвайные пути, деревянные дома и множество прекрасных фонарей начала 1950-х годов (прямо как в Подольске!). Мне кажется, что именно здесь Алексей Герман снимал заключительные кадры фильма «Мой друг Иван Лапшин». 

Улица космонавта Комарова в первом десятилетии XXI века (еще одно фото я уже публиковал

Фонарь 1930-х годов на улице космонавта Комарова (фрагмент предвоенного благоустройства поселка судоверфи имени Кирова)

Еще одна находка из числа шедевров: типично позднесталинские двухэтажки в районе пристани Новолесное, построенные в 1976 году.

В итоговой части стоит рассказать об астраханском транспорте. Локомотивный парк железных дорог в основном представлен тепловозами 1970-х годов (один из них я выложил в этой подборке: http://www.livejournal.com/community/ru_railway/73106.html).
Речной флот богат и разнообразен: дальние пассажирские теплоходы, грузовые суда (видел даже иранское), речные трамваи «Москва», военные катера со скорострельными пушками и ракетными остановками, а также многочисленные катера, яхты и лодки.
Главный городской транспорт – это быстрые и удобные маршрутки марки «Газель», с ветерком гоняющие по немного разбитым улицам. Автобусов гораздо меньше, хотя, что радует, иногда попадались наши любимые старые ЛиАЗы-677 и «круглые» ПАЗ-672.
Электротранспорт – это вполне типичные для российских городов троллейбусы «ЗиУ» и трамваи КТМ-5М, о которых стоит рассказать подробнее. Трамвайное движение открылось в Астрахани в 1900 году, с тех пор трамвайная сеть неоднократно расширялась и ныне пришла в совершенный упадок.

Трамвай КТМ-5 

Трамваи ходят очень редко, состояние путей плачевное, в многие из линий из двухпутных (видимо для большей стильности) переделаны в однопутные. Судя по нынешнему состоянию линий, астраханский трамвай может повторить судьбу архангельского – за деградацией последует его ликвидация.

Источник.


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!


Огромный выбор аккумуляторных батарей для ноутбуков по низким ценам