Эту запись я обнаружил недавно. Один блогер — zabyg17 — был пять лет назад в нашем городе.
Запись от 2005-08-04. У меня, как и у многих моих френдов, ЖЖ тогда не было.

Старые окраины города
Астрахань – город южный и торговый, как Одесса; растянутый и раскиданный по разным берегам реки, как Пермь. Ее деревянные дома с лестницами-галереями заставляют вспомнить Саратов или Самару; общее распиздяйство — Тулу; новые девятиэтажки на окраинах – Курск; обилие милиции – Москву; восточный колорит – Казань.
Лично на меня Астрахань произвела очень противоречивое впечатление. С одной стороны, это один из самых необычных российских городов, виденных мною. С другой стороны, от него почему-то осталось какое-то чувство пресыщения — нет желания возвращаться туда снова.

Волга во время грозы Сойдя утром с московского поезда, мы с
guimontv сразу почувствовали суровый южный климат: в 6.48 утра было 28 градусов жары, причем влажной, как в парнике. Подобно Неве в Петербурге Волга рассекает Астрахань на несколько частей-островов. В центре города есть набережные, на окраинах – обычные речные откосы, песчаные или заросшие высоченной травой.

Пристань «Новолесное» Центр города типичен для дореволюционных губернских городов, прошедших закалку советской властью: ампирные особняки и купеческие дома, предреволюционный модерн и деревянные домики, островки сталинской застройки и пятна брежневок.

Деревянный особняк XIX века в центре города
Ближе к окраинам – небогатые зеленью деревянные улицы, кварталы послевоенных двухэтажек и хрущевок. Совсем по краям города – старые поселки при заводах, многоэтажные кварталы и так называемый «частный сектор».

Улица Фиолетова после грозы. Один из двух трамвайных путей залило водой
Визитная карта центра города – это возведенный в XVI веке Кремль. Его я с детства видел на настенных календарях, о нем я читал в путеводителях, про него говорили милиционеры, задержавшие нас на вокзале.

Действительно, его стены, собор и колокольня производят впечатление и способны украсить любой город. Особенно он красив рано утром, когда там еще нет туристов – только занятые благоустройством женщины и скучающая охрана.

В Кремле рано утром

Там же вечером
В центре города есть несколько замечательных зданий в стиле модерн: Азово-Донской банк (арх. Ф. Лидваль, 1910), бывшая биржа (а впоследствии, по иронии судьбы, ЗАГС) и городская электростанция (1916).

Городская электростанция на берегу Кутума

Бывшая биржа на стрелке Городского рукава и Кутума
Счастлив, что посетил Астраханскую картинную галерею, расположенную в одном из трехэтажных предреволюционных особняков: собрание поистине великолепно. Прекрасные картины Поленова, Крымова и Головина, утонченные пейзажи С.Ю. Жуковского и К.А. Сомова, неожиданные полотна Горюшкина-Сорокопудова. Увы, мне сейчас редко доводится бывать в музеях, поэтому этот визит был для меня настоящим глотком свежего воздуха. А
guimontv так расчувствовался, что утащил с собой гардеробный номерок – пришлось потом возвращаться :-)

Католический костел (1762-1768). Возможно, именно через него в Россию попала «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи. Основной ансамбль сталинских зданий расположен на улицах Ленина и Желябова (с южной стороны Кремля). Это весьма монументальные желто-белые дома с башенками, эркерами и лепниной. Вдоль парадного фасада ансамбля идет улица со стильными фонарями 50-х годов и сквером на противоположной стороне. Во дворах же тесно – там почти сразу же начинаются какие-то заборы и домики более старой постройки.

Улица Ленина. Говновозка проезжает мимо крупнейшего сталинского ансамбля города.

Улица Желябова. Западный фасад ансамбля

Дворовый фасад. Над подъездами домов обнаружены даты: 1955 и 1956.

Башенка
Кроме того, в Астрахани есть еще несколько любопытных советских зданий: конструктивистский городок начала 1930-х годов прямо напротив входа в Кремль, необычные довоенные и стильные послевоенные дома в окрестностях центральных улиц: Коммунистической, Советской и Свердлова. Вот некоторые из находок:

Конструктивистский квартал у Кремля. Боковой фасад с надписью «1933 года»

Фрагмент с окном лестницы

Очень нетипичный кооперативный дом 1928-30 гг. в окрестностях улицы Свердлова

Его боковой фасад

Аладьина, 8. Прекрасный дом с угловыми балконами. 1935, архитектор Василий Иванович Таратенко (1891-1947). Огромное спасибо
bruegel за информацию!

Барельеф с качками-разрядниками на Октябрьской площади Сильнейшее впечатление на меня произвели и окраинные районы, которые мы успели посетить: южная часть улицы Кирова, окрестности судоверфи имени Кирова, а также поселки Карантинный и Новолесное, виденные с борта речного трамвая.

Бакинская (?) улица на пересечении с улицей Кирова: старые трамвайные пути, деревянные дома и множество прекрасных фонарей начала 1950-х годов (прямо как в Подольске!). Мне кажется, что именно здесь Алексей Герман снимал заключительные кадры фильма «Мой друг Иван Лапшин».

Улица космонавта Комарова в первом десятилетии XXI века (еще одно фото я уже публиковал)

Фонарь 1930-х годов на улице космонавта Комарова (фрагмент предвоенного благоустройства поселка судоверфи имени Кирова)

Еще одна находка из числа шедевров: типично позднесталинские двухэтажки в районе пристани Новолесное, построенные в 1976 году.
В итоговой части стоит рассказать об астраханском транспорте. Локомотивный парк железных дорог в основном представлен тепловозами 1970-х годов (один из них я выложил в этой подборке: http://www.livejournal.com/community/ru
Речной флот богат и разнообразен: дальние пассажирские теплоходы, грузовые суда (видел даже иранское), речные трамваи «Москва», военные катера со скорострельными пушками и ракетными остановками, а также многочисленные катера, яхты и лодки.
Главный городской транспорт – это быстрые и удобные маршрутки марки «Газель», с ветерком гоняющие по немного разбитым улицам. Автобусов гораздо меньше, хотя, что радует, иногда попадались наши любимые старые ЛиАЗы-677 и «круглые» ПАЗ-672.
Электротранспорт – это вполне типичные для российских городов троллейбусы «ЗиУ» и трамваи КТМ-5М, о которых стоит рассказать подробнее. Трамвайное движение открылось в Астрахани в 1900 году, с тех пор трамвайная сеть неоднократно расширялась и ныне пришла в совершенный упадок.

Трамвай КТМ-5
Трамваи ходят очень редко, состояние путей плачевное, в многие из линий из двухпутных (видимо для большей стильности) переделаны в однопутные. Судя по нынешнему состоянию линий, астраханский трамвай может повторить судьбу архангельского – за деградацией последует его ликвидация.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Огромный выбор аккумуляторных батарей для ноутбуков по низким ценам