«Астраханские находки»

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

«Астраханские находки»

     Среди многочисленных краеведческих изданий последнего времени книга Елены Васильевны Гусаровой «Астраханские находки» занимает особое место. Она заставляет по-новому взглянуть на многие, вроде бы устоявшиеся факты Астраханской истории. И это достигнуто кропотливейшим трудом, долгими изысканиями в многочисленных петербургских архивах и библиотеках. Книга включает 22 статьи, написанные в разное время и для разных изданий. Но их объединяет одно – тщательнейшее исследование исторических событий, архитектуры, градостроительства Астрахани XVI-XVIII веков.
     Уже первая статья книги «У кого учился дьяк Иван Выродков – строитель Астрахани, Свияжска, Галича и других городов-крепостей?» показывает Гусарову как скрупулезного историка, стремящегося на многочисленных документах показать, как и для чего возводилась астраханская крепость и кто был ее первостроителем. На эту тему написаны сотни статей и очерков, часто очень противоречивых. Но никто так всесторонне не анализировал, как было положено начало нашему городу.
     Вторая статья называется «Гостиные дворы Астрахани XVI-XIX вв.». Гусарова пишет, что в местной краеведческой литературе вот уже больше столетия держится мнение, будто астраханские торговые подворья появились лишь в XVII веке.
     Астраханский краевед, знаток истории Астрахани А.Н. Штылько писал в конце XIX века: «Первый гостиный двор в Астрахани появился в 1625 г., выстроенный в складчину иноземцами. Русский же гостиный двор выстроен самими торговцами в 1663-1665 гг.». Но вот Гусарова приводит интересный документ – статейный список посланника в Персии Г.Б. Васильчикова 1589 г. В нем есть упоминание о гилянце «с гостиного двора в Астрахани». Статейный список посла в Персии князя Звенигородского 1595 г. говорит, что «в Астрахани ставят торговых людей на гостиных дворах и торг им дают повольный». Грузинские послы, прибывшие в Астрахань после страшного пожара 1594 г., указывали среди сгоревших строений не только Бухарский и Гилянский, но и Русский гостиный двор.
     Статья о гостиных дворах хорошо иллюстрирована, в том числе и редким планом Астрахани начала XVIII в. Приводятся также Индийское подворье в Астрахани, подворья Демидовых-Лошкаревых, Персидское подворье.
     Даже заголовки статей говорят о многом: «Российские ворота в Азию», «Английский шпион в Астрахани первой четверти XVII века», «Волга, Каспий и Астрахань на голландских и русских чертежах и панорамах». Эти гравированные изображения даются не только из старинных голландских книг, но воспроизводятся из петербургских архивов. Причем виды Астрахани с голландским пояснительным текстом даются и в русском переводе, который осуществляла со староголландского И.М. Михайлова. Некоторые планы, например, «План прикаспийских крепостей с ситуациями» публикуются впервые.
     Впервые в книге Гусаровой описывается подробно служба в Астрахани поручика Федора Смолянинова, майора Петра Кутузова, поручика Данилы Менделеева и других военных инженеров в XVIII веке. Очень интересна работа Гусаровой «Питомец Брюса В.Н. Татищев и Астраханские крепости». Елена Васильевна пишет: «На пост губернатора Астрахани Татищев был назначен 31 декабря 1741 года и покинул город после отставки 17 ноября 1745 года. За четырехлетие он сделал для огромного, сложнейшего по геополитическим условиям, запущенного в административном и хозяйственном отношении края так много, что это кажется непосильным для одного человека. Из всех направлений его многообразной деятельности в Астрахани мы остановимся на одном». Это участие Татищева в фортификационном строительстве. В книге изображены панорамы и планы крепостей, которые входили в юрисдикцию астраханского губернатора. Планы некоторых публикуются впервые.
     Многие ли из астраханцев знают, что строительством знаменитого Астраханского (Варвациевского) канала одно время занимался «главный инженер Российской империи» Абрам Петрович Ганнибал? Гусарова приводит множество документов, которые показывают профессионализм руководителя военно-инженерного ведомства.
     Многие из документов никогда не публиковались. В конце статьи она заключает: «Останавливая здесь рассказ о Ганнибале – строителе Астраханского канала, заметим, что история этого строительства – красноречивый пример того урона, который понесла его остановка целому городу, государственной казне, отечественному инженерному делу…».
     На мой взгляд, очень злободневна статья Гусаровой «История создания и авторы первого «Высочайшего конфирмированного» генплана Астрахани». В статье подробно, на основе вновь выявленных документов, рассказывается, как в период царствования императрицы Екатерины II родился первый генеральный план Астрахани, он был одним из первых среди четырех сотен проектов перепланировки русских городов, появившихся в ходе градостроительной реформы того времени. Отцом этого плана надо считать Никиту Афанасьевича Бекетова, который, будучи назначен в 1763 г. астраханским губернатором, пригласил городским архитектором ученика знаменитого Растрелли — Андрея Меньшого.
     И вот что еще выявила Гусарова. Так называемое здание Московского торгового дома в Астрахани, приписываемое ранее творчеству Александра Дигби, было построено по проекту Андрея Меньшого. И это интересное здание сохранялось до последнего времени, но в результате неумелых действий реставраторов было разрушено. Узнав об этом печальном факте, Елена Васильевна писала: «Разрушение здания, в основе которого лежит проект ученика и помощника Растрелли, недопустимо и в соответствии с законодательством РФ «Об охране культурного наследия» является преступлением против собственной истории». Елена Гусарова – астраханка, и поэтому ей так близка история, культура и архитектура родного города.
     Закончу цитатой из ее предисловия к «Астраханским находкам»: «Историческая Астрахань по целостности, удивительная по сохранности архитектурно-градостроительная структура… Сегодня, когда оглушительно звучат призывы брать «все и сразу», архитектура старой Астрахани, которая при вложении денег и кропотливого квалифицированного труда могла бы приносить городу доходы от туризма, представляется нынешним богачам досадным хламом… Все приносится в жертву сиюминутной выгоде тех, для кого этот город и его история чужие, кто зачастую здесь не живет и жить не намерен, – тому самому богатству без совести. Чтобы противостоять этому, нужны большие силы. А великие силы дает, как известно, любовь. А большая любовь, сказал Леонардо да Винчи, рождается от большого знания. Эта книга – попытка добавить новые знания об Астрахани».
     Книга Е.В. Гусаровой издана в С.-Петербурге в издательстве «Нестор-История» тиражом всего 300 экземпляров, и то благодаря усилиям астраханцев, особенно Юрия Михайловича Ситалкина и Александра Евгеньевича Прозорова.
Александр Марков
11.06  Волга: №83 (25758)

Золотая, прекрасная Астрахань

     Издана книга Е. В. Гусаровой «Астраханские находки: история, архитектура, градостроительство Астрахани XVI-XVIII вв. по документам из собраний Петербурга» (СПб.: Нестор-История, 2009. — 492 с.: ил.). Книга, посвящённая истории Астрахани и замечательным людям, жившим или бывавшим тут, открывается предисловием, которое повествует не только и не столько о старинных находках как таковых, сколько о духовных и культурных ценностях. Предлагаем читателям отрывок из книги Е. В. Гусаровой.
     «Слепое пристрастие к новизне, слабоумное изумление перед своим веком, невежественное презрение ко всему прошедшему» — эти слова Пушкина о полупросвещении невольно вспоминаются, когда читаешь отзывы астраханских журналистов о новых «билдингах», вырастающих в разоряемом старом городе — той общебуржуазной, повсеместно насаждаемой архитектурной пошлости, в которой они видят знак приобщения Астрахани к «современной цивилизации».
     Эта «современность», «модность» оценивается ими как главное и несомненное достоинство. Последствия такой погони за новизной астраханцам еще предстоит узнать — ведь мода быстротечна. Эти последствия уже прочувствованы, например, жителями Лондона, обнаружившими, что исторический центр их славного города безнадежно испорчен, став «ярмаркой архитектурно го тщеславия», набором ничего, кроме амбиций своих хозяев и авторов, не выражающих, таких модных в свое время, а теперь лишь раздражающих агрессивностью форм бизнес-центров вроде фостеровского высотного «огурца», втиснутого слева от Тауэра. Парижане, прозрев, много лет собирают деньги, чтобы этаж за этажом выкупить у владельцев и снести казавшуюся в 60-е годы такой «современной», а теперь нестерпимо мозолящую глаза Монпарнасскую башню из стекла и бетона, уродующую знаменитые панорамы Парижа.
     Историческая Астрахань — редкая по целостности, удивительная по сохранности архитектурно-градостроительная структура. Здешние улицы проложены в первые дни существования русской крепости в устье Волги, тогда же заложена композиционная основа городского ядра. Поколения строителей понимали и ценили замысел основателя города,  дополняли и развивали, когда нужно было расширяться, а не уничтожали то, что сделано до них. Новые дома поднимались на месте старых, осторожно и мудро включаясь в существующую застройку, не разрушая гармонию, которая складывалась веками. Рационально объяснить эту гармонию могут специалисты, но эмоционально ее воспринимают все жители — как благотворное воздействие соразмерной человеку городской среды, одухотворенной богатством местной истории; как не всегда осознаваемую радость созерцания старой архитектуры с ее особой, окрашенной временем выразительностью, стилевым разнообразием и пластическим богатством; как подспудное переживание не лежащей на поверхности логики и красоты градостроительных решений. Добротные купеческие дома с затейливым убранством фасадов и ампирные дворянские особняки на набережных. Залитые солнцем базары и тенистые тихие улицы. Строгие общественные здания и нарядные просторные площади. Звучные аккорды церквей с колокольнями и величавые купола мечетей. Вереницы торговых складов вдоль берегов, где некогда шумели бойкие пристани. Гостиные дворы, скрывающие за классическими фа садами древнейшую композицию, таящие в закоулках дворов остатки восточной неги. Аккумулировавшее энергию петровской эпохи Демидовское подворье, подобное старой крепости. Волнующий воображение силуэт Торгово-промышленной биржи, словно белый корабль, готовый отчалить от стрелки Кутума. Импозантные здания банков и магазинов, стилизованные то в европейском, то в азиатском вкусе. Основательные комплексы больниц, учебные заведения, театры, построенные и содержавшиеся на деньги астраханских купцов. Впечатляющие громады доходных домов, гостиниц, приютов. Спасительная зелень старых городских садов. Уютные дворики, «опоясанные» характерными южными галереями. Оживленные городские магистрали, выводящие к волжским просторам. И словно краеугольный камень, основа и начало всему стоит величественный Астраханский кремль, увенчанный одним из лучших в России храмов в стиле нарышкинского барокко — великолепным по про порциям, изяществу силуэта, изощренности декора Успенским собором. Вместе с сильной вертикалью Пречистенской колокольни, тянущейся, словно свеча, в небо, он «собирает» композицию города, раскинувшегося вдоль необъятной Волги. Здесь важны не только отдельные здания и архитектурные ансамбли, а всё в целом. Эта многосложная иерархия, выстроенная во времени и пространстве, тончайшее соподчинение и единство столь непохожих друг на друга составляющих делает историческую Астрахань совершенно особым историко-градостроительным, архитектурно-художественным явлением.
     «Золотая, прекрасная Астрахань», — говорили в старину. В 1980-е гг. древний город в низовьях Волги был включен в список исторических городов Советского Союза, а значит — признан памятником градостроительного искусства. Его соразмерность и красота, призванные давать обитателям душевное равновесие, гасить агрессивность, отвращать от зла, его своеобразие, наполненность прошлым, позволяющие жителям ощущать свои корни, причастность к истории, при определенных условиях могут стать вполне материальной силой, способной обеспечить городу известность и процветание.
Однако сегодня бесценные качества архитектурного пространства ста рой Астрахани — и художественные, и «гуманные» — уничтожаются невежеством, алчностью и безответственностью, приносятся в жертву сиюминутной выгоде тех, для кого этот город и его история чужие, кто зачастую здесь не живет и жить не намерен, — тому самому богатству без совести.
     Чтобы противостоять этому, нужны немалые силы. А великие силы дает, как известно, любовь. А большая любовь, сказал Леонардо да Винчи, рождается от большого знания. Эта книга — попытка добавить знания об Астрахани. Она включает статьи, написанные в течение последнего десятилетия. Более 10 лет назад, побывав в родном городе и увидев его свежим, уже профессиональным взглядом после Петербурга и Москвы, городов Прибалтики, Северо-Западной и Средней России, я поразилась тем его качествам, о которых сказано выше — уютному человеческому масштабу, своеобразию архитектуры, той органичной целостности исторического центра, которую посчастливилось сохранить далеко не всем российским и европейским городам.
     Другим открытием, отнюдь не радостным, стало отношение к городу многих его жителей. Их взгляд на свой город как на забытое Богом, неинтересное место — словно от­голосок тупикового существования Астрахани в советское время, своего рода комплекс провинциальной неполноценности, результат отсутствия интереса к собственному прошлому и достоверных знаний о нем. «Статус города Астрахань получила при Петре I», — сообщают здешние авторы в рекламном тексте, посвященном ни чему-нибудь, а 451-летию города. Местные специалисты-архитекторы пишут: «Не могла соперничать с более крупными городами», — о средневековой Астрахани, которая с само го основания была одним из крупнейших городов государства Российско го: построенная как мощная боеспособная крепость, позже оснащенная каменными стенами, она стала твердыней, подобной Москве и Смоленску; при этом, как во всяком пограничном портовом городе, стоящем на перекрестке торговых путей, здесь шел интенсивный обмен товарами, идеями, обычаями, бурлила многообразная жизнь. Одной из первых в России, уже в середине XVIII в. Астрахань получила генеральный план развития, причем он не разрушал, а учитывал исторически сложившуюся пространственную структуру, что потребовало от губернатора серьезной работы, упорной борьбы с центральными ведомствами. Созданная длинным рядом поколений в невероятно трудных условиях — климатических, геополитических, социальных, — Астрахань в начале XIX в. входила в тройку российских городов с населением более 30 тысяч человек (таким же числом жителей обладали тогда только Рига и Кронштадт, а более населенными были лишь Москва и Петербург).
     Представление об исторической Астрахани как о незначительном захолустном городе не соответствует действительности, происходит от незнания, от узости взгляда и некорректных сравнений.
astmir
«Астраханский мир» № 29 (550), 28 июля 2010


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!