Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!
Л. И. Аксельрод-Ортодокс, В защиту диалектического материализма. Против схоластики. ГИЗ Москва—Ленинград, 1928 г.
Сначала — от себя:
Книга была написана в разгар спора между «механицистами» (во главе с Л.И. Аксельрод и Скворцовым-Степановым) и «диалектиками» (во главе с Дебориным). Между прочим, оба — ученики Плеханова. При чтении необходимо иметь это в виду.
Из предисловия автора:
В третий раз в истории русского марксизма мы стоим перед философской ревизией. Родоначальником философского ревизионизма в области марксистского мировоззрения были так называемые «легальные марксисты» девяностых годов, вставшие в области философии на точку зрения Канта. Отвергая решительно материализм, они соединяли Маркса с Кантом, приняв за основу исторического материализма критическую гносеологию. Механическое соединение Маркса с Кантом вскоре распалось, и великий философ, идеолог буржуазии конца XVIII столетия и начала XIX — Кант — вытеснил идеолога пролетариата — Маркса. Печальный конец этих ревизионистов всем известен.
Вторая ревизия определилась опять-таки механическим соединением исторического материализма с эмпириокритицизмом. Господствовавшая в ту эпоху в Западной Европе эмпирио-критическая философия сошла со сцены. Это течение рассеялось как-то незаметно и в нашей русской мысли.
В настоящее время, как сказано, мы имеем новую разновидность по сути дела также механического соединения диалектического материализма с гегельянством. Это соединение является тем более опасным для марксизма, что последний действительно связан исторически с философией Гегеля. Эта историческая преемственная связь дает полную возможность под знаком диалектического материализма протаскивать сознательно и бессознательно абсолютный идеализм гениального немецкого мыслителя.
Дело в том, что вошедшая в диалектический материализм диалектика Гегеля связана теснейшим образом с мистическими и абсолютно-идеалистическими основами этой системы. Отделить здоровое зерно от всей шелухи — задача чрезвычайно трудная.
Поэтому, признав необходимым для изучения Маркса предварительное изучение Гегеля, Деборин и деборинцы, не будучи в состоянии справиться с этой трудной задачей, попали в плен к Гегелю, удаляясь все более и более от материалистических основ диалектического материализма.
Задачей этого сборника является с одной стороны по возможности — подвергнуть критике деборинскую беспросветную путаницу, а с другой — показать, что диалектический материализм ничего общего не имеет с метафизикой, будь то метафизика Спинозы, Гегеля или какого-нибудь другого мыслителя. Но тут я уже слышу грозные, жуткие голоса, поющие хором: «Как, она против Гегеля, против диалектики. Не нужно, следовательно, изучать Гегеля и т. д. и т. п.».
Нет. Я и мои единомышленники как раз и именно за диалектику. Но, как это отмечено в предлагаемом сборнике, за диалектику марксистскую, конкретную, научную, истинно-материалистическую. Диалектический метод есть продукт тысячелетнего исторического развития, он вытекает, следовательно, из всего опыта человечества. Суб’ективная диалектика, т. е. диалектическое мышление, есть отражение диалектического движения об’ективного окружающего нас мира. Она — продукт опыта человечества, и именно потому, что она — продукт опыта, она является методом для исследования бытия, действия и предвидения будущей действительности. Далее, следует ли изучать Гегеля? Конечно, следует, но за Гегеля нужно приняться, лишь обладая предварительной основательной марксистской и общефилософской подготовкой. Такая подготовка должна дать возможность критического преодоления гегелевской метафизики. При этом необходимом условии изучение Гегеля может сильно способствовать развитию диалектического мышления…
Сканирование — Scaramuccia.
Мои — обработка сканов, оцифровка в форматах DJVU и PDF, текстовый слой (OCR с ошибками) и электронное оглавление.
Названия файлов длинные. Первый — DJVU, второй — PDF.
Файл
Аксельрод Л.И._В защиту диалектического материализма_1928.djvu
Файл
Аксельрод Л.И._В защиту диалектического материализма_1928.pdf