ПРОТОКОЛЫ ПЕТЕРБУРГСКОГО КОМИТЕТА РСДРП–РКП(б)
Представляем электронные варианты всех вышедших сборников протоколов Петербургского комитета РСДРП–РКП(б) — важных документов по истории деятельности одной из революционных партий в нашем городе.
Мы привыкли к тому, что решения и деятельность партийных органов намного важнее решений органов советских. Когда мы говорим о руководителях Ленинграда, то называем фамилии Кирова, Жданова или Романова – первых секретарей обкома партии, а не Комарова, Кодацкого или Казакова – людей, возглавлявших советскую власть в городе.
Но в первые постреволюционные годы все было наоборот. Петроградом управлял Петроградский Совет (непродолжительное время – Комитет революционной обороны). Партийные органы непосредственно руководящей роли в управлении городом не играли.
Тем интересней опубликованные протоколы и материалы заседаний Петербургского комитета РСДРП–РКП(б) за 1902–1919 годы — время, когда партия большевиков была сначала оппозиционной, а затем только начинала становиться правящей.
Этот период был самым сложным в истории питерских большевиков. На смену трудностям подпольной работы и преследованиям полиции пришли задачи вооруженного захвата власти. А после октября 1917 года началась непрерывная борьба за выживание революции и партии.
Победа большевиков в общероссийском масштабе во многом определялась тем, удержат ли они под контролем пролетарские центры, главным из которых был Петроград. Тем временем в городе бушевала эпидемия холеры, катастрофически не хватало продовольствия и топлива. На фоне экономических проблем обострялся и политический кризис. Так, весной 1918 года появилось близкое к меньшевикам Движение фабричных уполномоченных – рабочая оппозиция большевикам и левым эсерам, а также альтернатива большевизированным Советам. В 1918–1920 годах в городе регулярно вспыхивали забастовки, одна из них чуть не превратилась в вооруженное [https://vk.com/wall-208754058_2190|восстание].
В то же время приходилось решать и вопросы обороны. Петроград несколько лет являлся прифронтовым городом: весной 1918 года городу всерьез угрожала немецкая оккупация, в мае и октябре 1919 года на Питер наступали войска генерала Юденича, параллельно шла война Советской России с Финляндией на территории Карелии, а в августе 1919 года британскими торпедными катерами был обстрелян Кронштадт. Во время Кронштадтского восстания (март 1921 года) большевики опасались, что оно будет поддержано в Петрограде.
Перечисленное выше — далеко не весь блок проблем, с которым столкнулись питерские большевики в годы Гражданской войны. Но трудности этих людей не пугали. Недаром Петербургский комитет большевиков горячо выступал против Брестского мира, а летом–осенью 1918 года жестко ратовал за политику красного террора. Петроградские большевики отличались своей левизной. К радикализму добавлялась и относительная независимость. Так, в 1917–1919 годах партия большевиков еще хранила в себе многие элементы внутрипартийной демократии, а не соглашаться с решениями центра было в порядке вещей.
Вот один из самых ярких примеров подобного неподчинения. В июле 1918 года Ленин направил очередное письмо, адресованное петроградским рабочим, с призывом активнее вступать в продовольственные отряды. Его доставил в Петроград старый большевик Василий Каюров. Петербургский комитет за это осудил Владимира Ильича: «Посылка письма тов. Ленина к питерским рабочим, как написанного не от имени организации и посланного не через партийную организацию, признается недопустимой независимо от различного отношения отдельных членов собрания к содержанию письма по существу».
Другой необычный пример партийной жизни относится к декабрю того же года. Председатель исполкома Выборгского совета, большевик с 1903 года Давид Трилиссер опубликовал в печати статью об ужасных условиях содержания в тюрьмах Петрограда «Нельзя молчать». За такую откровенную самокритику в ПК призывали исключить Трилиссера из партии, но ограничились порицанием и перемещением на другую должность.
Эти два эпизода показывают, насколько отличалась политическая культура большевистской партии в годы Гражданской войны от более позднего времени. Опубликованные протоколы ПК позволяют изучить и этот аспект 20-летней истории большевизма — от создания комитета газеты «Искра» в Петербурге до конца 1919 года — увидеть, как формировалась новая политическая система Советской России.
Первый том протоколов (охватывает период 1902–февраль 1917) был издан еще в далеком 1986 году. Протоколы 1919 года — лишь в 2023-м. Огромная работа была проделана петербургскими историками Т.А. Абросимовой, Т.П. Бондаревской, Б.Б. Дубенцовым, Е.Т. Лейкиной, В.Ю. Черняевым и знаменитым американским историком А. Рабиновичем.
Эти издания ценны не только опубликованным архивным материалом, но и объемными комментариями к нему, а также богатым справочным аппаратом. Здесь размещены тексты уставов Петербургской организации РСДРП–РКП(б), начиная с 1902 года, его военных и студенческих организаций; даны около 60 адресов, где находился Петербургский комитет большевиков; приведены биографические данные около 300 членов ПК; даны статистические таблицы о составе большевистской организации Петрограда; помещен целый ряд предметных указателей и другие материалы. По сути, перед читателем открывается энциклопедия политической и социально-экономической жизни города тех лет, дан широкий контекст, чтобы помочь понять, как боролась и выживала большевистская партия. Ну а для большего погружения в тему, эти сборники полезно просмотреть вместе с [https://vk.com/wall-127885023_108|книгами Александра Рабиновича], одного из его главных составителей.
P.S. За бумажный экземпляр первого тома благодарим друга проекта Вячеслава Самоходкина, за предоставление электронной версии четвертого тома — К.А. Тарасова, одного из составителей сборника. Второй том взяли [https://vk.com/wall-176345677_18977|здесь].
#library@petroworkers
Файл
ПК_1902-1917.pdf
Файл
ПK_1917.pdf
Файл
ПК_1918.pdf
Файл
ПK_1919.pdf
