Библиотека по марксизму (2024-05-16 10:14:34 GMT+01:00)

Пожалуйста, помогите порталу!

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!

Сейчас для многих национальной идеей стала крылатая фраза национал-коммуниста Николая Хвылевого «Прочь от Москвы!»

Но если бы они знали — что на самом деле имел в виду пламенный большевик, чекист и борец с гетманщиной и петлюровщиной Хвылевой, тот был бы уже давно безжалостно декоммунизирован!

Беда в том, что «антироссийский» и «проевропейский» смысл сохраняется здесь лишь в случае, когда этот лозунг вырван из контекста. При прочтении же его в общем контексте мировоззрения Хвылевого предстает совсем иная картина.

В понимании Хвылевого существует как две России, так и две Европы. В обоих случаях одна ипостась его отталкивает, вторая же вызывает благоговение. В чем же состоят симпатии и антипатии Хвылевого? А вот в чем:

«Есть две России: Россия «Краснопресненских» районов, Коминтерна и ВКП, и Россия Сухаревской лавочницы и жидкобородого «богоискателя».

«Москва сегодня является центром всесоюзного мещанства, что в нем, как всемирный оазис, — пролетарские заводы, Коминтерн и ВКП. Когда на Украине, и в частности в центре ее, вы слышали только «товарищ», там уже давно перешли с «гражданина» на «господина». Москва имеет прочные традиции, которые глубоко входят в мещанство. Москва… по сути, не видела Октябрьской революции и ее героической борьбы. Русская революционная демократия — одно, а жидкобородий московский интеллигент — совсем другое. И вот сегодня он затоскував за сухарєвской купчихой , за тройкой с бубенцами» и, главное… за Спасителем. Он вновь начал «богоискательствовать»…»
«Надо творить «героическую эпоху», а жидкобородий «богоискатель» тянет теософию».
«Великая Октябрьская революция «перевернула» в области искусства не «старое понимание литературы»,.. а те дома, что в них жили буржуазные прихвостни — Мережковские, Куприни, Бунины…»

Но в то же время:
«…для нас и Ленин, и Петр Великий — один и тот же прогрессивный человеческий тип».

По приведенным цитатам предельно ясно, каких ценностей взыскует дух Хвылевого, а каких не приемлет. В многовековой российской традиции ему по душе революционные радикалы, способные поднять Россию на дыбы и безжалостно вышибить из нее мещанско-мессианский дух, что по Хвылевому суть одно и то же — тройка с бубенцами и идея Спасителя.

Что же до традиции европейской, то и здесь Хвылевой выбирает лишь то, что соответствует идее мировой революции:

«Что же такое Европа? Европа — это опыт многих веков. Это не та Европа, что ее Шпенглер объявил «на закате», не та, что гниет, к которой вся наша ненависть. Это — Европа грандиозной цивилизации, Европа — Гете, Дарвина, Байрона, Ньютона, Маркса и т. д., и т. п. Это и Европа, без которой не обойдутся первые фаланги азиатского ренессанса… Мы не бессильные эпигоны, мы отважные пионеры в яркий мир — коммунизм».

А своем памфлете «Камо грядеши» Хвылевой резко критиковал ускоренную украинизацию, видя в ней опасность попадания в украинскую культуру петлюровских просвитян в вышиванках, которые начнут профанировать городскую пролетарскую культуру:

«Ми гадаємо, що в зв’язку з прискоренням так званої українізації пролетарське мистецтво попадає в тимчасову небезпеку: — «Сатана в бочці» з гопаківсько-шароваристої «просвіти» вилазить зі свого традиційного кубла і хмарою суне на город. Буде великою помилкою гадати, що це «підвівся чорнозем», — той митець, до якого Тичина «посилав свої нерви». Безграмотне міщанство — от хто. Це саме та рідненька «Просвіта» в вишиваній сорочці і з задрипанським світоглядом, що в свій час була ідеологом куркульні. Тепер, в силу своєї безпринципності, загубивши до того під собою грунт та намацавши несподівані для себе можливості (прискорена українізація), вона робиться «червоною» і йде «селозувати» (певніш — профанувати) міську пролетарську культуру».