На днях показывали новости, где бульдозером давили пиратские диски. В том числе и диски с фильмом «Адмирал». Сегодня узнал, что дистрибуцией «Адмирала» занималась буржуйская студия «20 век Фокс». Все понятно.
Морской (плей)бой
Новый фильм «Адмиралъ» рискует утонуть в собственных соплях
Ура. Друзья встречаются вновь. Еще не успев перевести дух после «Иронии судьбы-2», мы снова видим ту же компанию – Константина Хабенского, Сергея Безрукова и Елизавету Боярскую. И ведь что примечательно: опять Хабенский с Боярской нежничают под бокал шампанского в рождественскую ночь, а несчастный Безруков мается в холодной зимней ночи. Впрочем, «Адмирала» мы любим не только за это.
Фильм Андрея Кравчука «Адмиралъ» (именно так, с буквой «ер» на конце, что должно дать нам возможность унюхать запах дворянской России, которую мы потеряли) охватывает четыре года жизни Александра Колчака – с 1916 по 1920-й. Сначала мы видим его на Первой мировой, где он, молодой контр-адмирал, ходит по Балтийскому морю. «С нами Бог!» – кричит он, стоя среди окровавленных, обожженных матросских тел, которые при этом вскрике встают, как герои мюзикла, и начинают бодро метаться по палубе. И грянул бой. Морской бой. А2 – мимо. Б2 – мимо. Д3 – ранен. Д4 – ранен. Д5 – убит!!! Компьютерные кораблики тонут, взрываются, сильно перегримированные враги летят во все стороны. Наши матросы с ожогами первой степени и оторванными ногами продолжают бодро метаться. Тем временем друг и помощник Колчака полковник Сергей Николаевич Тимирев, не обращая внимания на мины за бортом и потери в живой силе, тычет Колчаку в лицо серебряным портсигаром, внутри которого – портрет его жены. И становится ясно, что недолго ей осталось быть его женой, – Колчак тоже забывает про морской бой и начинает другую игру под условным названием «Морской плейбой».
Плейбой из него вышел вялый – например, за два часа Колчак-Хабенский ни разу не улыбнулся. Он все время думает о судьбах России, а судьба у нее, прямо скажем, незавидная. Чего ж тут улыбаться? Все царское воинство необычайно насуплено, ходит деревянной походкой (это называется, наверное, офицерской осанкой), держа одну руку за кортике, другую – согнутой на пояснице. Если они и правда так ходили всегда, то неудивительно, что проиграли Гражданскую.
Среди этого сурового высокоблагородья вырастает цветочек – жена друга Колчака Анна Тимирева. Она улыбается все время и за всех. Кажется, Елизавета Боярская боится, что если она хоть на секунду перестанет улыбаться, все забудут, какие у нее ямочки на щеках.
Анна Тимирева и правда была женщиной необыкновенной. Писала стихи, музыку, рисовала. Еще, между прочим, у нее был сын. Необыкновенная женщина помнит о чем угодно, только не о сыне. Она бесконечно выясняет отношения с мужем, ездит из города в город, но ребенок в планы создателей фильма упорно не втискивается. Конечно, лишний ребенок помешал бы правильному течению мелодраматического сюжета, утяжелил бы кружевное порхающее действие. Поэтому мальчик Володя, сын Анны и Сергея Тимиревых, в фильм вообще не попал. Впрочем, хотя бы в этом мальчику повезло. Кстати, Владимира Тимирева, ставшего впоследствии известным художником, расстреляли в 1938-м за связи с эмигрировавшим в Китай отцом.
В искусстве кройки и шитья истории Кравчук со своим «Адмиралом» с буквой «ер» – чемпион. Кто бы знал без него, что нежнее существа, чем Верховный правитель России Александр Колчак, в нашем отечестве не было? Тактика выжженных деревень в Сибири в период его Директории, расстрел 25 тысяч человек за один раз, различные забавы вроде отрезать красному ногу и отправить его с ногой, привязанной к телу, к своим – смотрите, мол, и трепещите, – разве имеет все это отношение к тому тихому и светлому, похожему на нынешнего премьер-министра человеку, каким предстал перед нами Александр Васильевич Колчак в исполнении Константина Хабенского?
Теперь до следующего переворота мы должны усвоить, что все до единого белогвардейцы – лапочки, красные – бандюки. До специального распоряжения впредь так и снимать. Впрочем, так и снимают – посмотреть хотя бы на атаку каппелевцев в «Адмирале», вид сзади. «Красиво идут», – задумчиво тянул Чапаев в знаменитом одноименном фильме, глядя на психическую атаку каппелевцев и на их искаженные злобой лица. «Интеллигенция», – уважительно отвечал Петька. То, что звучало язвительно-иронически в «Чапаеве», здесь показано всерьез. Каппелевцы изящно вышагивают в атаку, имея на лицах печать озабоченности судьбой России. А в это время безногий Безруков (Каппель) применяет свои навыки агонизирования на экране, приобретенные во время съемок фильма «Пушкин. Последняя дуэль».
Последняя сцена фильма заставляет задуматься: кто у нас следующий на канонизацию? Зря, что ли, расстрелянное тело Колчака бросают средь красивого компьютерного пейзажа на фоне компьютерного монастыря в крещенскую прорубь в виде креста?
Заставь дурака Богу молиться…
А может, все проще. В фильме красной нитью проходит тема танца, который так и не удалось станцевать Анне Тимиревой и Александру Колчаку. «Так и не станцевали», – сокрушается возлюбленная Верховного правителя. Так, может, просто танцоры плохие подобрались? Мешает им что-то.