Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через
Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!
Я хотел бы остановить внимание участников семинара на том, как адаптируются дагестанцы, перемещающиеся по территории собственной страны. В качестве примера я взял Астраханскую область – регион, который территориально относится к Южному федеральному округу. Хотя его формально можно отнести к «русским» регионам, здесь все же имеются довольно значительные группы нерусского населения, в частности казахов, татар – казанских, мишарей, юртовцев, ногайцев-карагашей, туркмен и т.д.
Согласно официальным данным, в частности, по переписи 2002 г., в Астраханской области проживает около 16 тысяч представителей дагестанских народов. Реально же, по мнению Полномочного Представителя Республики Дагестан в Астраханской области И.И. Омарова, если проанализировать информацию, которая поступает со всех районов области, здесь проживает около 50 тысяч дагестанцев, причем в это число как правило не включаются ногайцы из Дагестана, которых также в регионе несколько тысяч. Ногайцы исключаются из числа дагестанцев, поскольку являются одним из коренных тюркских народов региона.
Дагестанская диаспора четко делится на старых и новых переселенцев. Старые – это те, кто приехал в советское время, этнически большинство из них (около 70%) составляли даргинцы. В основном они были заняты в сельском хозяйстве: занимались скотоводством, устраивались заготовителями на местных сельскохозяйтсенных предприятиях, в меньшей степени были заняты в растениеводстве (как правило, бахчеводство на арендованных у совхозов землях). Многие из них после экономических потрясений начала 1990-х гг., обесценивших продукцию овцеводства, вернулись обратно в Дагестан. Остались тогда в области те дагестанцы, которые не были заняты в сельскохозяйственном секторе. Оставшиеся достаточно прочно интегрированы в астраханское общество, заняты в самых разных областях деятельности (врачи, инженеры, чиновники, торговцы, предприниматели и т.д.), и живут преимущественно в городах. Как правило, их дети уже родились в Астрахани и области, и в основном русскоязычные. Родители стараются приучать детей к родному языку, самый распространенный метод – отправлять детей на лето в Дагестан к бабушкам и дедушкам. Поэтому хоть и плохо, но дети первых переселенцев понимают язык своих родителей, нередко даже говорят на нем.
Новая дагестанская миграция усилилась в 1990-2000-е гг. Если раньше среди переселенцев-дагестанцев преобладали даргинцы, то во второй очереди увеличилась доля аварцев и лезгин.
Несколько слов о том, как происходит переселение, и что оставляют дагестанцы на родине. Обычно переселяются к родственникам или к знакомым. Иными словами, сначала устраивается один человек, а затем подтягивает потихоньку других. Именно поэтому происходит переселение целыми группами, и этим во многом объясняется привычка дагестанцев селиться компактными группами. Связи с родиной поддерживаются весьма тесные, многие дагестанцы как правило продолжают ощущать себя членами тех общин, из которых они вышли. Это же подтверждает и практика повседневной жизни. Дагестанцы весьма мобильны и довольно часто ездят в Дагестан и из Дагестана. Эти поездки поддерживают связи между родственниками и знакомыми: они посещают друг друга по поводу самых разных событий: свадеб, похорон, просто для поддержания связей.
Какая-то часть дагестанцев, переехавших в Астрахань и область, намерена здесь укорениться. В то же время тесные связи с родиной сохраняют и они тоже. Интересно, что даргинцы увозят своих покойников к себе в горы, чтобы похоронить на родовом кладбище. Обычай требует, чтобы у него, где бы он ни находился, был на родине свой дом, из которого его и выносят в последний путь. Во многих селениях населенного даргинцами Левашинского района пустует порой до половины домов, хозяева которых живут и работают в самых разных краях России.
Самые очевидные причины новой волны миграции дагестанцев – это экономический кризис, приведший к росту безработицы среди и без того избыточного трудового населения Дагестана, приведшая к дальнейшему ухудшению экономической ситуации транспортная изоляция республики в годы чеченских кампаний, традиционное малоземелье при большой численности населения. Довольно много переселилось в Астраханскую область аварцев из высокогорных Цумадинского и Ботлихского районов. Дагестанцы даже шутили, что ботлихцев в Астрахани больше, чем в самом Ботлихе. В качестве яркого примера бедственного положения жителей горных селений можно привести ситуацию в селении Инхило Ботлихского района Республики Дагестан – там на участке в 37 га растут абрикосовые деревья. Больше у селения нет никаких источников пропитания, находящийся в восьми километрах от села соляной прииск сегодня не может восприниматься как серьезный источник средств существования для села. До кризиса здесь был консервный завод, перерабатывавший садовую продукцию, однако он после кризиса разорился и закрылся. Таких сел в горных районах много, в семьях основными кормильцами стали пенсионеры – порой единственная категория людей, получающих живые деньги. Конечно, для полного сил молодого человека, тем более создавшего семью, жизнь на пенсию преклонных лет родителей – не самое лучшее решение. Соответственно поехав за пределы своего района и республики, дагестанцы тратят все свои силы на то, чтобы заработать на безбедное существование. Практически все выходцы из Дагестана весьма трудолюбивы, и своим трудом зарабатывают себе на жизнь. Значительная часть из них, приехав в Астрахань, становится достаточно зажиточной.
Дагестанцы в Астраханской области заняты в основном в сельском хозяйстве и торговле. В Черноярском районе около 9% населения составляют дагестанцы, которые трудятся в основном в качестве чабанов и бахчеводов. Бахчеводы как правило высаживают несколько культур, не ограничиваясь знаменитыми астраханскими арбузами.
Под контролем дагестанцев находятся многие рынки города Астрахани, в т.ч. местный крупный рынок «Большие Исады». Рядом с этим рынком находится бывшая татарская, а теперь контролируемая дагестанцами мечеть. Конечно, такая активность приезжих вызывает некоторое недовольство среди местного населения. Как правило, дагестанцы редко выделяются ими из числа «кавказцев», хотя они и отличаются как от азербайджанцев, так и от чеченцев.
В Астрахань и область жители Дагестана едут, чтобы работать, поэтому занято подавляющее большинство дагестанцев. Пенсионеров среди них очень мало, как правило это представители первой волны переселенцев.
Селиться дагестанцы предпочитают компактно. Обычно они снимают квартиру или покупают дом рядом с работой, целые улицы заселены дагестанцами рядом с рынками. Яркий пример – улица Бакинская и находящиеся рядом улицы и переулки, которые расположены в районе рынка «Большие Исады». В некоторых местах возникает ощущение, что находишься не в Астрахани, а где-нибудь в Кизляре или Махачкале. Это ощущение возникает из-за того, что на астраханскую почву переносится все, в том числе строительные традиции, быт, окружение, громкая аварская и даргинская речь. То, что дагестанцы не стесняются довольно громко разговаривать на родном языке и ведут себя вполне раскованно, свидетельствует о комфортности их пребывания на астраханской земле.
С одной стороны, такой тип поведения гарантирует самосохранение дагестанцев как особой группы населения среди культурно чуждых «астраханцев», тоже, кстати, неоднородных культурно и этнически. Однако такая добровольная культурная изоляция создает в то же время атмосферу отчуждения. Нахождение в населенных дагестанцами районах Астрахани неприятно напоминает посещение какого-нибудь гетто. Такой способ поведения в целом нехарактерен для российских граждан, обычно не знавших этнических кварталов.
Основная претензия старожильческого населения к переселенцам с Кавказа – «пусть они себя ведут как гости». Однако дагестанцы чувствуют себя как дома. И ведут себя соответствующе. В общем, они правы, поскольку они находятся у себя в стране, но культурные различия отменить нельзя. Факт, что астраханцы не могут игнорировать наличия заметной и сплоченной дагестанской группы, и, хотят того или нет, должны к этому тоже адаптироваться.
Ярлыкапов А.А. – К.и.н., ИЭА РАН
«Этно Журнал»