10 июня 1944 года эсэсовцы 2-й танковой дивизии СС «Рейх» перебили жителей французской деревни Орадур-сюр-Глан.
10 июня нацисты окружили плотным кольцом Орадур-сюр-Глан: всем жителям и тем, кто случайно оказался в населённом месте и его окрестностях, было приказано собраться на деревенской площади для проверки удостоверений личности.
Женщины и дети были закрыты в церкви, деревня была разграблена. Мужчины были разведены по амбарам и сараям, пулемёты были заблаговременно установлены на местах. Расстреляв из пулемётов мужчин, эсесовцы подожгли церковь. Погибло 642 жителя деревни.
Нацисты заявили, что эта резня стала ответом за действия партизан в близлежащем Тюле и похищении штурмбанфюрера СС Гельмута Кемпфе.
12 января 1953 года военный суд в Бордо заслушал обвинения против 65 (из двухсот) выживших эсэсовцев, участвовавших в акции. Только 21 из них предстали перед судом, поскольку большинство проживали в ФРГ, отказавшей в выдаче. Суд признал вину 20 подсудимых. Осужденные эсэсовцы урождённые Эльзаса были амнистированы.
В 1958 были также освобождены все германские подсудимые.
Командир 2-й танковой дивизии СС «Рейх» бригадефюрер СС Гейнц Ламмердинг отдавший приказ о возмездии Сопротивлению, не был привлечён к суду, он был успешным предпринимателем и умер в 1971 году в ФРГ.
Старое ружьё (1975).
Идеей сюжета послужила резня в Орадур-сюр-Глан, когда солдаты батальона дивизии «Дас Райх» вырезали население одноимённой деревни.
Монтабан, Франция, 1944 год. Последние дни фашистской оккупации.
Жюльен Дандьё, талантливый доктор, вне политики. Он оперирует всех, безотносительно их национальности и политической принадлежности. Это не по вкусу коллаборационистам-полицаям, которые не гнушаются выискивать среди раненых пациентов коммунистов и партизан, расстреливая их прямо в госпитале.
Пытаясь уберечь родных, Дандьё переправляет свою дочь Флоранс с женой Кларой в деревню, где «не так опасно». Там, в старом наследственном замке Дандьё имеется несколько уютных обитаемых помещений…
Сам Жюльен с матерью и ассистентом Франсуа остаётся в прифронтовом Монтабане.
Через некоторые время он добирается до родных пенатов и видит… горы трупов. Всё мирное население перебито. Среди мёртвых он находит дочь. А еще у стенки скорчился чёрный обугленный холмик. Это всё, что осталось от его любимой Клары.
И тогда добрый доктор берёт в руки старое ружьё…



