Доходный дом Г. В. Барановского (1897 год, улица Достоевского, 36)

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

Собственный доходный дом видного зодчего Гавриила Барановского возводился в период господства поздней эклектики, когда на петербургской почве пробивались лишь первые ростки модерна. На общем архитектурном фоне той поры это здание заметно выделяется ясностью и лаконизмом композиции. Главный фасад, облицованный светло-охристым кирпичом, перфорирован ровной сеткой окон. Совершенно необычны для петербургских домов консольные ленточные балконы, прочерчивающие сплошными горизонталями четыре этажа. Новый образ жилого дома определяют чисто функциональные элементы. Композицию фасада отличают цельность и крупный масштаб; вместе с тем здесь правдиво показана равнозначность внутренней структуры с повторяющейся планировкой этажей и квартир.
Интересным новшеством было устройство пологой односкатной, почти горизонтальной крыши. Оригинальны ажурные металлические лестницы внутри лицевого и дворового корпусов. Обе лестницы соединяет висячая галерея, благодаря этому всем жильцам предоставлена возможность входа с улицы, что смягчает неизбежный контраст условий проживания в парадной и «закулисной» частях дома.

План типового этажа.1897
План типового этажа.1897


Новаторские поиски Барановского были мотивированы, очевидно, не столько погоней за стилевыми изысками, сколько развитием рационалистических принципов. Найденные им приемы близки зрелому функциональному модерну. Вслед за Барановским крытые галереи между корпусами стали сооружать и другие петербургские архитекторы. Наиболее выразительно эта тема разработана Б. И. Гиршовичем в доме Ю. Б. Бака (1904-1905, Кирочная ул., 24). Над его узким двором парят на высоте второго и пятого этажей висячие переходы, вместе со строгими горизонталями ленточных балконов они формируют динамичную пространственную композицию. Устройство соединительных галерей вошло впоследствии в репертуар архитектуры конструктивизма.

Фасад. 1897
Фасад. 1897
Фотография конца XIX —начала XX века
Фотография конца XIX —начала XX века

Б.М. Кириков, М.С. Штиглиц — Архитектура ленинградского авангарда. Путеводитель, 2008 год