Душа моя шепчет вам вечное «да»

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

Любовь и страсть можно выражать по-разному – в стихах, картинах, книгах — Роберт Шуман выразил их в своей великой музыке. Но если бы не случилась в его жизни судьбоносная встреча с уникальной  женщиной Кларой Вик, вряд ли сегодня мы знали бы великого композитора Роберта Шумана, рядом с именем которого всегда стоит  имя великого Иоганна Брамса.
В жизни каждого человека случаются такие встречи, но особенно яркий след они оставляют в жизни тех, кто от природы наделен тонкой, до болезненности, нервной системой, которая, к сожалению,  часто оборачивается для них тяжелым недугом, преодолеть который они не в силах. Роберт Шуман был одним из тех, кто пополнил этот печальный список.
К сочинительству как своему призванию Роберт Шуман пришел достаточно поздно, когда ему было уже  двадцать. Хотя музыкальные способности у него проявились  очень рано и он даже занимался с местным органистом. Но всерьез увлечение музыкой началось после того, как Роберт услышал концерты Паганини.
Отец-книгоиздатель  еще в детстве привил ему любовь к книге, мечтая, что его сын станет поэтом или литературным критиком,  мать мечтала о юридической карьере сына. Родители меньше всего хотели, чтобы их Роберт стал каким-то нищим артистом.
Но, несмотря на то, что будущий композитор поступил в  Лейпцигский университет на юридический факультет, уступив родительским желаниям, это не стало делом его жизни, а любовь к музыке вылилась сначала в страстное желание стать исполнителем. Правда, любовь к литературе и слову никуда не исчезла, позднее он стал издавать свой журнал и писать неплохие критические статьи на музыкальную тему.
Лейпциг был не только университетским городом, но и музыкальным центром Германии, в котором бурлила концертная жизнь. В городе  было немало меломанов, приглашавших к себе известных композиторов и исполнителей. Как-то однажды юноша решил зайти в один из таких домов – к врачу-психиатру, жена которого периодически устраивала у себя музыкальные вечера.
Панорама Цвиккау, хранящаяся в доме, где родился Шуман.
В этот вечер у нее в гостях был известный преподаватель музыки Фридрих Вик и с ним — его девятилетняя дочь. Это была очень худенькая, хрупкая девочка с большими грустными глазами. Когда она начала играть, все затихли в изумлении и восторге. Роберт, узнав, что это ее отец сделал из нее такую уникальную для своего возраста исполнительницу, захотел брать уроки у Вика.
Вик согласился и Роберт стал приходить к ним домой, но родители Роберта Шумана были категорически против того, чтобы сын продолжал учиться музыке. Они отправили его в другой университет, подальше от музыкальной столицы — в Гейдельберг. Но здесь Роберт Шуман познакомился с профессором Тибо, который увидел в юноше талант и посоветовал ему продолжать учиться.
На каникулах Роберт Шуман совершил небольшой вояж:  в Венецию, Мюнхен и Франкфурт-на-Рейне, где давал концерты великий Паганини. Теперь молодой человек точно знал, кем он будет,  только музыка сделает его счастливым. Он пишет родителям письмо о своей решимости посвятить музыке всю свою жизнь.
Наконец, мать решила спросить у Фридриха Вика, стоит ли сыну дальше заниматься музыкой и, получив утвердительный ответ, согласилась, чтобы сын вернулся к музыкальным занятиям и семья  стала оплачивать его уроки у Вика. Роберт Шуман не просто брал уроки, а стал снимать в доме своего преподавателя комнату. Так изо дня в день он стал видеть  Клару Вик, которую поначалу и не замечал, тем более, что вскоре у него состоялась помолвка с другой.
Страстное стремление стать виртуозом и превзойти всех исполнителей в технике игры на фортепиано, сыграли с ним злую шутку. Однажды, когда Фридрих Вик уехал с дочерью на гастроли, Роберт Шуман решил попробовать один прием, который помог бы ему выработать особую технику для каждого пальца.
Для этого один палец он привязывал к шнурку, закрепленному на потолке, а остальными бил по клавишам. Кончилось это тем, что он повредил средний палец, который перестал двигаться, и с карьерой музыкального исполнителя пришлось расстаться. Оставался запасной вариант — сочинять музыку. Роберт Шуман и до этого пробовал кое-что сочинять, но не связывал свою карьеру  с композицией. Но раз уж так случилось…
Это со стороны легко можно сказать «что поделаешь, не случилось, не сошлось, не срослось», а для его неустойчивой психики и ранимости, обнаженности нервов и страстностью  это стало первым серьезным ударом. Надо сказать, что у Роберта Шумана  была плохая наследственность и предрасположенность к психическим заболеваниям.
Мать страдала маниакально-депрессивным психозом,  отец – легкой формой шизофрении и одна из его сестер — душевным недугом. Роберт Шуман знал это, но до поры до времени наследственность никак не проявлялась. Только позднее стали появляться признаки меланхолии и нервных срывов. Правда, в 23 года у него случилась первая попытка суицида, а «для разрядки» он частенько прибегал к алкогольным застольям.
После  несчастного случая, Шуман  со всей страстью своей души начал изучать композицию и серьезно заниматься сочинительством. Тем временем Клара Вик уже подросла, превратившись в молодую красавицу, а разница в девять лет уже не казалась непреодолимым препятствием. Она давно смотрела на него влюбленными глазами и только  ждала, когда он, наконец,  обратит на нее внимание. И это случилось: Роберт Шуман  влюбился.
Отец Клары ничего не подозревал, влюбленным удавалось обманывать бдительность тирана,  но однажды и у него открылись глаза. Отец девочки был очень жестким человеком, если не сказать жестоким. Всех  пятерых детей, которые у него появились в первом браке, при разводе с их матерью он забрал с собой, запретив всякое общение. Девочка и без того была не простой и очень болезненной: до четырех лет  не разговаривала и казалась глухой, что случилось, видимо,  на нервной почве из-за частых ссор родителей.
После развода и переезда в Лейпциг девочка  начала разговаривать и отец начал с ней заниматься музыкой и вся ее жизнь жестко контролировалась отцом, весь заряженный на маниакальную идею: сделать из своего первенца гениальную пианистку и второго Моцарта. Моцарта из Клары не получился, но гениальной пианисткой с очень неординарным репертуаром и виртуозной техникой исполнения, уступающей только Листу, она стала.
Узнав о любви Роберта и Клары, и что они хотят пожениться, Фридрих Вик категорически сказал «Нет». Шуман —  недостойный жених для  его гениальной дочери: во-первых, у него нет прочного финансового положения,  во-вторых, всем  известны его депрессии и «алкогольные разрядки», в-третьих замужество Клары может помешать ее музыкальной карьере.
Надо было срочно что-то делать, и отец увозит Клару из Лейпцига на полтора года в гастрольную поездку, запретив ей даже переписку с любимым. Страдания Роберта в это время выливаются в совершенно великолепные «Песни», принесшие ему всемирную известность. Через полтора года он решается ей написать письмо, где обращается к ней на «Вы» в надежде, что она его не забыла.

Роберт Шуман Кларе Вик. 13 августа 1837 г.
Все ли вы еще верны и тверды? Как бы непоколебимо я в вас ни верил, но и самое твердое мужество поколеблется, когда ничего не слышишь о том, что человеку на свете всего дороже. А для меня дороже всего на свете — вы. Тысячу раз обдумывал я все, и все говорить мне: так должно случиться, если мы того хотим, и сообразно с этим действуем. Напишите мне простое «да», если согласны передать вашему отцу в день вашего рождения (13-го сентября) мое собственноручное письмо. Теперь он относится ко мне хорошо и не оттолкнет меня, особенно, если вы за меня еще попросите. Пишу в день Авроры. Ах, если бы нас разделяла всего одна заря! Главное, верьте твердо, что сбудется то, чего мы хотим и сообразно чему действуем. Об этом письме не говорите никому; иначе можно все испортить. Итак, не забудьте «да». Я должен иметь эту уверенность, прежде чем смогу думать о дальнейшем. Верю всею душой тому, что здесь написано, и скрепляю моим именем.
Роберт Шуман.
***
Клара Вик Роберту Шуману Лейпциг, 15 августа 1837 г.
Вы просите у меня лишь простого «да»? Такое крошечное словечко, и так важно? Но неужели сердце, полное невыразимой любви, как мое, не должно выговорить это словечко от всей души? Так я и поступаю, и душа моя шепчет вам вечное «да». Страдания моего сердца, бесчисленные слезы, — могу ли я все это выразить, — О, нет! Быть может, судьба захочет, чтобы мы, наконец, встретились и поговорили друг с другом — ваше предпочтение кажется мне опасным, но любящее сердце не обращает внимания на опасности. Итак, повторяю «да»! Неужели Господу угодно мой восемнадцатый день рождения превратить в день печали? О, нет, это было бы чересчур жестоко! Я также давно чувствовала, «что это должно совершиться», ничто в мире не обманет меня, и я докажу отцу, что и юное (сердце) может быт стойким.
Ваша Клара.

Продолжение здесь.