Эзоп (телеспектакль, 1960 год) смотреть онлайн

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

«Эзоп» — спектакль Ленинградского Большого драматического театра, поставленный Георгием Товстоноговым.

img-421827-d41d8cd98f_enl

Спектакль по пьесе Гильерме Фигейредо «Лиса и виноград» был поставлен в БДТ в 1957 году и стал важной вехой в истории театра. Придя в феврале 1956 года в Большой драматический, переживавший затяжной кризис и потерявший зрителей, Георгий Товстоногов в первый год работы свою главную задачу видел в возвращении зрителей в забытый ими театр и в буквальном смысле слова «завлекал» их комедиями «Шестой этаж» А. Жери и «Когда цветёт акация» Н. Винникова, «Безымянной звездой» М. Себастиану… Именно с философской притчи Фигейредо, спектакля, впервые представленного зрителям 23 марта 1957 года и ставшего настоящим событием театральной жизни, одним из символов «оттепели», начался новый БДТ, «театр Товстоногова»

Название «Эзоп» Товстоногов дал своему спектаклю не случайно: пьесу Фигейредо, писала М. Строева, можно было прочесть, в соответствии с названием, как историю о «лисе и винограде», то есть как лирическую драму, в которой центральное место заняла бы трагическая история любви, — Товстоногов поставил спектакль об Эзопе, поставил как «героическую комедию», и центральным конфликтом её стал выбор между свободой и рабством.

В 1960 году на киностудии «Ленфильм» была создана телевизионная версия спектакля (его первой редакции), с использованием возможностей кинематографа: так, открывает фильм-спектакль панорама пустыни, по которой движутся рабы с тяжёлой поклажей; рассказ Эзопа о корзине с хлебом сопровождается соответствующим видеорядом; если на сцене БДТ в финале Эзоп покидал дом Ксанфа и дальнейшее театр предоставлял воображению зрителя, то телеверсия показывает, как он в сопровождении стражи и толпы народа направляется к обрыву и бросается в бушующее море.

В 1962 году телеверсия спектакля была отмечена призом на Международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло.

Сюжет

Действие происходит в Древней Греции, на Самосе, в V веке до н. э.

Служанка Мели наряжает свою скучающую госпожу, Клею, и развлекает её рассказом о споре философов на городской площади. В то время как Мели восхищается мужем госпожи, философом Ксанфом, Клею гораздо больше интересует капитан стражи из Афин, для него, а не для мужа она наряжается, и не скрывает этого от служанки. Ксанф представляется Клее человеком ограниченным, заурядным и чудовищно однообразным, — вот сейчас он придёт и скажет, как всегда: «Клея, радость моя, я привёз тебе подарок!»

Именно с этими словами появляется Ксанф, а очередным подарком оказывается уродливый раб по имени Эзоп — «самый уродливый во всей Греции», как утверждает Ксанф. Клея просит убрать прочь «эту гадость», но раб, который держится с нерабским достоинством, рассказывает ей басню о том, как люди равным образом привыкают и к красоте, и к уродству. Ему удаётся заинтересовать Клею. Из рассказа самого Эзопа и Ксанфа Клея узнаёт, что во время путешествия Эзоп нашёл для её мужа клад, но не получил обещанной свободы, вместо этого Ксанф приказал его высечь. Клея, возмущенная несправедливостью мужа, просит отпустить раба, но Ксанф отказывается: Эзоп ещё не созрел для свободы.

Постепенно Клея привыкает к внешности Эзопа, а глубокий ум, остроумие и оригинальность выгодно отличают его от Ксанфа. Сочувствуя Эзопу, Клея в отсутствие Ксанфа предлагает ему бежать; но Эзоп не хочет жить под постоянным страхом быть пойманным, ибо это не свобода.

В один из дней Ксанф приводит в дом «мудреца» — человека, который ничего не хочет, ничем не дорожит и никого не любит. Это тот самый капитан стражи из Афин, к которому неравнодушна Клея, Агностос. После продолжительных возлияний Ксанф ввязывается в пьяный спор о том, может ли он выпить море, и в пылу спора подписывает бумагу с обещанием выпить море — или, в случае неисполнения, передать Агностосу свой дом и своё имущество. Возмущённая поведением мужа, Клея уходит из дома. Философ обещает даровать Эзопу свободу, если он вернёт ему жену: положение брошенного мужа слишком позорно и унизительно. И Эзоп находит способ вернуть Клею; но Ксанф в очередной раз обманывает его.

Тем временем в Клее просыпается чувство к Эзопу, она предлагает рабу отомстить Ксанфу — заключить её в свои объятия; Эзоп признаётся Клее в любви, но отказывается от неё. Оскорблённая женщина обвиняет его перед мужем в домогательствах; но Ксанфу уже не до Клеи: Агностос требует исполнения обещания, — Ксанф готов заискивать перед Эзопом и даже обвинить жену в том, что она сама спровоцировала раба.

Эзоп находит для Ксанфа выход: философ обещал выпить только море, но не подвизался пить воду впадающих в него рек; пусть отделят воду рек, и тогда Ксанф выпьет море. Народ догадывается о том, что выход для Ксанфа нашёл Эзоп, и требует его освобождения. Клея хочет уйти вместе Эзопом, но Ксанф соглашается даровать свободу своему рабу лишь при условии, что Клея останется.

Проходит время, Ксанф, исчерпавший запас басен Эзопа, которые он перед учениками выдавал за собственные, пытается сочинять сам, но безуспешно. В дом к нему приводят связанного Эзопа: его обвиняют в краже золотого сосуда из храма Аполлона в Дельфах. Но Эзоп не повинен в краже: сосуд в его котомку положила Клея, чтобы вернуть его в дом Ксанфа. По закону, свободный человек за такое преступление должен быть сброшен в пропасть, раба должен наказать его хозяин, — Эзопа привели к Ксанфу, потому что в Дельфах его считают рабом: Эзоп спрятал освободивший его папирус. Но только для того, чтобы ещё раз увидеть Клею.

И Ксанф, и Клея убеждают Эзопа признать себя рабом, сжечь документ об освобождении и таким образом спасти свою жизнь; но Эзоп выбирает «пропасть для свободных людей».

Действующие лица и исполнители
Ксанф, философ — Николай Корн
Клея, его жена — Нина Ольхина
Мели, служанка — Инна Кондратьева (в телеверсии)
Эзоп — Виталий Полицеймако
Агностос, капитан стражи — Павел Луспекаев
Начальник стражи — Всеволод Кузнецов
Эфиоп — Борис Васильев

Создатели телеверсии
Режиссёры — Георгий Товстоногов и Юрий Музыкант
Операторы — Моисей Магид, Лев Сокольский
Художник — Александр Блэк
Текст за кадром читает Георгий Товстоногов