Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!
Ленинград часто называют городом-музеем мостов. С неменьшим основанием его можно назвать и городом-музеем фонарей, — так много их в нашем городе и настолько они разнообразны.
История уличного освещения Петербурга— Петрограда — Ленинграда весьма примечательна и интересна. Город на Неве был первым в России и одним из немногих в Европе, в котором еще в начале XVIII столетия было организовано постоянное уличное освещение. Произошло это событие осенью 1723 года, когда по приказу Петра I на главных улицах российской столицы было установлено 595 фонарей. Светили они плохо, да к тому же были небезопасны для прохожих, — ведь в них, шипя и разбрызгиваясь во все стороны, горело конопляное масло. Масляные фонари освещали наш город 140 лет. На смену им в середине прошлого века пришло сначала газовое, затем керосиновое освещение. И только в декабре 1883 года Невский проспект осветили 32 электрических фонаря. Весь город сходился на Невский по вечерам, чтобы полюбоваться «светом без огня», как писали об электричестве в газетных отчетах.
Развивалась техника, менялись художественные стили и вкусы. Каждая эпоха создавала свою конструкцию фонаря. Фонари на гранитных опорах с шарообразными или овальными светильниками, скромные бра возле парадной, подвесы в воротах — это середина и конец XVIII столетия. Фонари на чугунных столбах и вмонтированные в скульптурные композиции — XIX — начало XX веков; на железобетонных опорах, подвешенные на тросах посредине улицы или набережной — наше время… И каждый из них своеобразен, необычен по форме. Каждый из них по-своему красив. Особенно, если над созданием его работал такой выдающийся мастер, как К. Росси, или В. П. Стасов, или А. И. Штакеншнейдер…
Можно, конечно, спорить о красоте фонарей, особенно современных. Однако в этом споре нельзя забывать главного: уличный фонарь — сооружение прежде всего утилитарное, он должен освещать определенное пространство вокруг себя. Вспомним, что первый петербургский фонарь представлял собой деревянный столб, окрашенный по диагонали белыми и голубыми полосами, с шарообразным светильником. Он должен был освещать улицу. Такая же задача стоит и перед современными фонарями, которые в этой своей утилитарности безусловно обладают своеобразной конструктивной красотой, отражающей вкусы века научно-технической революции.
А. М. Иванов
Фонари Ленинграда.
Набор открыток. 15 фотографий.
Текст и фотографии А. Иванова.
Редактор И. Никифоровская. Художник Н. Заозерская. Техн. ред. Т. Голубева.
1. Фонарь подъезда Зимнего дворца. 1754-1762 гг. Предположительно архитектор В. В. Растрелли.
2. Фонари у подъезда Старого Эрмитажа. 1771-1784 гг. Предположительно архитектор Ю. М. Фельтен.
3. Фонарь Торгового моста. Конец XVIII в.
4. Фонари Банковского моста. 1825-1826 гг. Скульптор П. П. Соколов.
5. Фонарь на Первом Инженерном мосту. 1828-1829 гг. Архитектор П. П. Базен.
6. Фонарь на фасаде б. лютеранской церкви Петра и Павла. 1832-1838 гг. Архитектор А. П. Брюллов.
7. Фонарь на здании Ленгорисполкома (б. Мариинский дворец). 1839-1844 гг. Архитектор А. И. Штакеншнейдер.
8. Фонари Иоанновского моста. Воссозданы в 1953 г. по чертежам 1825 г.
9. Фонарь на ограде Ленинградской академической капеллы. 1887 г. Архитектор Л. Н. Бенуа.
10. Фонарь у памятника Петру I. Середина XIX в.
11. Фонари в Петропавловской крепости. Отлиты по чертежам конца XIX в.
12. Фонарь на доме № 11 по улице Гоголя (прим. скан. на обложке ул. Герцена). Конец XIX в.
13. Фонарь Народного моста. 1908 -1912 гг. Архитектор Л. А. Ильин.
14. Фонари Краснофолотского моста. 1950-е годы. Архитектор Л. А. Носков.
15. Фонари моста Александра Невского. 1967 г. Архитекторы А. В. Жук и С. Г. Майофис.