Фонари Ленинграда (15 открыток)

Дорогие посетители!
Извините, что обращаемся к вам с просьбой!
Сайт существует на скромные пожертвования читателей и мы будем вам очень признательны, если вы окажете посильную помощь.


Фонари Ленинграда
Ленинград часто называют городом-музеем мостов. С неменьшим основанием его можно назвать и городом-музеем фонарей, — так много их в нашем городе и настолько они разнообразны.
История уличного освещения Петербурга— Петрограда — Ленинграда весьма примечательна и интересна. Город на Неве был первым в России и одним из немногих в Европе, в котором еще в начале XVIII столетия было организовано постоянное уличное освещение. Произошло это событие осенью 1723 года, когда по приказу Петра I на главных улицах российской столицы было установлено 595 фонарей. Светили они плохо, да к тому же были небезопасны для прохожих, — ведь в них, шипя и разбрызгиваясь во все стороны, горело конопляное масло. Масляные фонари освещали наш город 140 лет. На смену им в середине прошлого века пришло сначала газовое, затем керосиновое освещение. И только в декабре 1883 года Невский проспект осветили 32 электрических фонаря. Весь город сходился на Невский по вечерам, чтобы полюбоваться «светом без огня», как писали об электричестве в газетных отчетах.
Развивалась техника, менялись художественные стили и вкусы. Каждая эпоха создавала свою конструкцию фонаря. Фонари на гранитных опорах с шарообразными или овальными светильниками, скромные бра возле парадной, подвесы в воротах — это середина и конец XVIII столетия. Фонари на чугунных столбах и вмонтированные в скульптурные композиции — XIX — начало XX веков; на железобетонных опорах, подвешенные на тросах посредине улицы или набережной — наше время… И каждый из них своеобразен, необычен по форме. Каждый из них по-своему красив. Особенно, если над созданием его работал такой выдающийся мастер, как К. Росси, или В. П. Стасов, или А. И. Штакеншнейдер…
Можно, конечно, спорить о красоте фонарей, особенно современных. Однако в этом споре нельзя забывать главного: уличный фонарь — сооружение прежде всего утилитарное, он должен освещать определенное пространство вокруг себя. Вспомним, что первый петербургский фонарь представлял собой деревянный столб, окрашенный по диагонали белыми и голубыми полосами, с шарообразным светильником. Он должен был освещать улицу. Такая же задача стоит и перед современными фонарями, которые в этой своей утилитарности безусловно обладают своеобразной конструктивной красотой, отражающей вкусы века научно-технической революции.
А. М. Иванов

Фонари Ленинграда.
Набор открыток. 15 фотографий.
Текст и фотографии А. Иванова.
Редактор И. Никифоровская. Художник Н. Заозерская. Техн. ред. Т. Голубева.

Фонари Ленинграда
1. Фонарь подъезда Зимнего дворца. 1754-1762 гг. Предположительно архитектор В. В. Растрелли.

Фонари Ленинграда
2. Фонари у подъезда Старого Эрмитажа. 1771-1784 гг. Предположительно архитектор Ю. М. Фельтен.

Фонари Ленинграда
3. Фонарь Торгового моста. Конец XVIII в.

Фонари Ленинграда
4. Фонари Банковского моста. 1825-1826 гг. Скульптор П. П. Соколов.

Фонари Ленинграда
5. Фонарь на Первом Инженерном мосту. 1828-1829 гг. Архитектор П. П. Базен.

Фонари Ленинграда
6. Фонарь на фасаде б. лютеранской церкви Петра и Павла. 1832-1838 гг. Архитектор А. П. Брюллов.

Фонари Ленинграда
7. Фонарь на здании Ленгорисполкома (б. Мариинский дворец). 1839-1844 гг. Архитектор А. И. Штакеншнейдер.

Фонари Ленинграда
8. Фонари Иоанновского моста. Воссозданы в 1953 г. по чертежам 1825 г.

Фонари Ленинграда
9. Фонарь на ограде Ленинградской академической капеллы. 1887 г. Архитектор Л. Н. Бенуа.

Фонари Ленинграда
10. Фонарь у памятника Петру I. Середина XIX в.

Фонари Ленинграда
11. Фонари в Петропавловской крепости. Отлиты по чертежам конца XIX в.

Фонари Ленинграда
12. Фонарь на доме № 11 по улице Гоголя (прим. скан. на обложке ул. Герцена). Конец XIX в.

Фонари Ленинграда
13. Фонарь Народного моста. 1908 -1912 гг. Архитектор Л. А. Ильин.

Фонари Ленинграда
14. Фонари Краснофолотского моста. 1950-е годы. Архитектор Л. А. Носков.

Фонари Ленинграда
15. Фонари моста Александра Невского. 1967 г. Архитекторы А. В. Жук и С. Г. Майофис.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.