И корабль плывет

Пожалуйста, помогите порталу!

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!


И корабль плывет
Музыкальный театр Астрахани поставил «Мадам Баттерфляй»

Ирина Муравьева

«Российская газета» — Федеральный выпуск №5360 (281) от 13 декабря 2010 г.
     Премьера знаменитой оперы Пуччини стала своего рода манифестом обновившейся к началу нынешнего сезона в Астраханском музыкальном театре творческой команды. В преддверии открытия нового здания театра, намечавшегося в этом году, в Астрахань пригласили нового музыкального руководителя театра, дирижера Валерия Воронина из Ростова-на-Дону и нового главного режиссера Ольгу Маликову из Петербурга.
     Ожидаемого открытия нового здания театра так и не состоялось. В ноябре прошла концертная презентация только его Большого зала. По свежей информации, шумная стройка самого крупного в истории Астрахани и Поволжья культурного объекта продлится теперь до весны, когда, возможно, зрители все-таки войдут в загадочный дворец, возводящийся в центре города, словно храм, на высоком холме. Известно, что за прошедшие пять лет на объекте сменились уже три строительные команды, федеральный бюджет стройки увеличился почти на миллиардную сумму, а пышный проект архитектора-реставратора Алексея Денисова (возглавлявшего в свое время, до конфликта с Церетели, проект Храма Христа Спасителя в Москве) претерпел многочисленные изменения.
     Как заметила вступившая три месяца назад в должность Генерального директора Астраханского музыкального театра Лолита Сильвиан (глава Фестиваля симфонических оркестров мира): «Нынешний театр и тот, что на картинке, имеют мало общего. Здесь процветает коллективное творчество. Вообще, театр за три миллиарда и за три года — это не театр, а горе. У нас, например, в штате волшебников нет. Думаю, их нет ни у кого. Между тем, театр — это штучный товар, он должен произрастать постепенно. У нас же в стране даже сложившихся традиций строительства театральных зданий нет: мы ведь не строим театры регулярно, и каждый раз начинаем, как с нуля». Неудивительно, что и проект Денисова оказался с серьезными проблемами в отношении понимания специфики театрального здания. С одной стороны — пышное убранство гигантского дворца в 13 уровней, рестораны и кафе, зрительный зал-трансформер, в течение тридцати минут способный при помощи механизмов превращаться в огромный парадный зал для приемов и балов (кресла из партера закатываются за сцену), с другой стороны — все еще вызывающая тревогу акустика, которую окончательно будут выводить уже в стадии готовности театра. Поэтому весеннее открытие планируется провести церемониально, а потом здание вновь закрыть для технической «настройки». Это касается и сценического оборудования, которое должны привести в соответствие с оснащением современных европейских театров. В планах руководства — гастрольные визиты в Астрахань оркестров и трупп из разных регионов России и мира, а на открытие — Валерия Гергиева с Мариинским театром.
     Последняя же оперная премьера, прошедшая на «старой» сцене Астраханского музыкального театра — «Мадам Баттерфляй», показала, что труппа набирает форму и уже имеет спектакль, с которым может войти в новое здание. Историю любви юной гейши к американскому офицеру режиссер Ольга Маликова выстроила как притчу о том, что любовь в современной жизни — это ускользающий мир, хрупкий, мимолетный, как трепещущие крылья бабочки. Баттерфляй в ее спектакле соединяет в себе и образ гейши, как произведения искусства, купленного Пинкертоном, и напряженную живую трагедию разбитой любви, жертвоприношение Баттерфляй. Огромный светящийся диск солнца-луны у задника, через вершину которого, как через океан или гору Фудзияму, проходит каждый, кто попадает к Баттерфляй, скрывает в себе тайный мир ее подсознания, где постоянно всплывает «теневой картинкой» память о харакири отца и самурайском кодексе чести. Петербургская художница Елена Вершинина несколькими штрихами выстроила синтетическое пространство спектакля, где все решается светом, колористической игрой, тонкими абрисами вееров, распускающихся, как огромные цветы, в мгновения высшего напряжения любви Баттерфляй. В финале оперы диск светила ломает свою форму, превращаясь в нос гигантского корабля, отплывающего в Америку и символически наезжая на место, где только что погибла Баттерфляй.
     Для скромных технических условий нынешней астраханской сцены спектакль оказался не только современным в зрелищном плане, но и убедительно «пуччиниевским» по звучанию. Обычно без подзвучки в этом зале не обходились, но дирижер Валерий Воронин сумел выстроить баланс оркестра и солистов так корректно, что партитура прозвучала объемно, с огромным драматическим напряжением, с тщательной отделкой динамики, позволявшей солистам раскрыться на сцене. Именно поэтому в спектакле оказалась заметной целая команда певцов: Елена Разгуляева в партии Баттерфляй, Наталья Воробьева (Сузуки), Александр Диянов (Пинкертон), Михаил Великанов (Шарплес). И в этом энергичном духе собравшейся в преддверии открытия нового Музыкального театра в Астрахани команды, почувствовалось дыхание будущего.

Прямая речь
Лолита Сильвиан, генеральный директор Астраханского музыкального театра:

     — Перспективы нового театра я вижу радужным. Почему? Наш театр должен стать градообразущим культурным центром Астрахани. У нас откроется большое количество вакансий для молодых амбициозных людей: штат театра будет доведен до 910 человек. Мы планируем делать совместные постановки, приглашать ведущие коллективы и солистов, проводить фестивали. Я даже думаю, что Фестиваль симфонических оркестров мира можно протянуть сюда. Это будет интересно и самим оркестрам: здесь, недалеко Казахстан с прекрасными залами. В принципе наш театр должен стать центром культуры всего Прикаспийского региона. Мы ведь привыкли ориентироваться на Европу, а на Востоке ближе Китая ничего не видим, хотя здесь, на нашей же территории — огромный культурный пласт, требующий внимания.
     И не надо волноваться, как это мы будем наполнять зал в городе с населением в 600000 человек? А что, Баден-Баден — большой город? Или Ливерпуль? Там люди просто приучены ходить в концертные залы. И мы должны прививать хорошие привычки. Поначалу к нам пойдут из простого любопытства — посмотреть на новое здание. А потом, я уверена, ходить к нам станет модным. От Москвы к нам лету 2 часа, и кто мешает нам пригласить артистов, на которых прилетит и московская публика?
     Конечно, заранее говорить, кем будет новорожденный ребенок — философом, артистом или, не дай бог, пропойцей — бессмысленно. Но что вложишь, то и получишь. Театр — живой организм, и он сам со временем подскажет, в каких формах ему удобнее существовать. Я не мистифицирую, я как человек театральный знаю, что театр — это особый конгломерат, имеющий свои намерения, свою душу и свои планы на будущее. Мы просто должны друг другу соответствовать.


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!


ОднаКнопка