Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через
Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!
И все же – сколько лет Астрахани?
Однажды в 2004 году в Санкт-Петербурге, рассказывая академику Юрию Константиновичу Бегунову о моем родном городе Астрахани, я сказал, что скоро городу исполнится 450 лет. Но он возразил: «Нет, Астрахань гораздо старше, ей в 2022 году исполнится 900 лет». Юрий Константинович сослался на малоизвестные источники: Бахши Иман «Джагфар тарихы» и «Свод булгарских летописей», автор которого в свою очередь ссылается на Мусу ибн Халиля.
Возвратившись в Астрахань, я передал в администрацию г. Астрахани следующее письмо академика: «Настоящим сообщаю, что ваш город был основан в 1122 г. половецким ханом Ас-Тарханом, который получил разрешение отца на кочевку на Нижней Волге. В то время великий князь Киевский Владимир Мономах вел освободительные войны против половцев и добился их почти полного ухода из Джеремелы, т.е. всей причерноморской степи. Многие половцы побежали за Волгу, как Сарычин с Ас-Тарханом, другие – как Атрак, оказались в Абхазии, иные – на Северном Кавказе». В своей книге «Истории Руси», том второй, Ю.К. Бегунов приводит родословную Ас-Тархана. Кстати, Кончак – герой летописи «Слово о полку Игореве» и оперы Бородина «Князь Игорь» и Ас-Тархан имеют общих предков, фактически они двоюродные братья. Указанные сведения публикуются. Еще ранее, знакомясь с историей Астрахани по известным источникам, я недоумевал, как и автор статьи И. Трофимов в газете «Волга» от 18 сентября 2009 г. «Сколько же лет Астрахани?», – почему о той Астрахани, которую завоевали войска Ивана IV, мало чего известно, хотя о ней уже писали – в XII веке арабский путешественник Ибн Баттута; в 1473 году – Амброджо Контарини.
Поиски истины привели меня еще к одному замечательному ученому, источниковеду Фаргату Габдула-X. в Казани. Он автор работ «Предание «Поучение Святослава» о начале Дунайской Болгарии»; «Князь Владимир Святославович – автор произведения «Слово о полку Игореве»; «История города Булгар» и др. На мои вопросы он любезно ответил письмом, которое я привожу без особых купюр: «К тому, что Вам уже сообщил ведущий историк России академик Ю.К. Бегунов, хочу добавить новые данные из свода «Нариман тарихы» («История Наримана») Даиша Карачая аль-Булгари и сборника 1542 г. булгарского историка и писателя Васыла Куша (1450-1549 гг.)
Этот материал свидетельствует, что со 179 г. до н.э. булгары-барсылы (барсилы) непрерывно проживали на месте Астархана – Астрахани вплоть до 1122 г. Погребения булгар-барсылов обнаружены в устье Волги Л.Н. Гумилевым. Таким образом, со II в. до н.э. место Астрахани было постоянно населено.
Так что за дату основания Астрахани можно принять и год основания барсылского поселения Комлызай (песчаный остров) на острове Комлызай – 179 г. до н.э., и год превращения поселения Комлызай в город Комлызай (арабская форма этого булгарского названия – Хамлидж) – 654 г., и 1122 г. (Бахши Иман Джагфар Тарихы, т. I, Оренбург, 1994, с. 350).
Я бы предпочел дату 179 г. до н.э., чтобы в 2021 г. отпраздновать 2200-летие Астрахани. Но выбирайте сами, всегда есть варианты.
Казань в действительности основана в 376 г. (по данным «Нариман-Тарихы» – «Истории Наримана»). Потом, решив, что дата 1004 г. в «Джагфар Тарихы» определена переводчиками по 395 году Хиджры (арабское летоисчисление), который составляет части 1004-1005 гг, когда Казань стала городком, – и устроили празднование 1000-летия Казани в 2005 г.
Крупнейший булгарский историк и писатель XVI в. Васыл Куш аль-Булгари повествует: «На месте Астархана (Астрахани) вначале находилось древнее поселение племени урус-барсылов, или просто урусов, относящихся к булгарской межплеменной группировке барсылов. Первый джабгусирхакан (каган, император) Хазар-Булгара (Хазарский каганат) Кыр-Багыл (653-675) уже в 654 году основал здесь портовый город, получивший название острова и поселения – Комлызай (песчаный остров; «Хамлидж», по арабским источникам). Здесь хазарский флот, состоявший в основном из урусских кораблей, готовился к походам на урумцев (византийцев), хорезмийцев, иранцев, азербайджанцев и горцев Джураша (Дагестан), и здесь же он отдыхал после походов. Несмотря на то, что в 966 году Барыс-Балтавар (Святослав I, киевский князь) разгромил Комлызай, здесь все равно сохранилась часть населения и продолжали останавливаться корабли. Местные урусы-булгары, из которых вышли киевские урусы, снабжали команды судов великолепной сушеной рыбой «оплы» (от булгарского «оплы» – русское «вобла»). Эти булгарские урусы (русы) до сих пор (1542 г.) продолжают носить на своих бритых головах теменные косички – чубассы, или асылчачи (чубы или оселедцы), короткие куртэк (кафтаны) и шалвары (шаровары) с невысокими сапожками…
В 1122 году, как пишет Муса ибн Халиль в своей книге «Сведения о городах, мензелях и дорогах Булгарской державы, полезные для тех, кто ездит по ним» (Муса ибн Халиль – булгарский географ, писавший в 1460-х гг.), булгарский губернатор Саксина – то есть Джалды (Крым), Сынджака (Предкавказье) и Кавыл-Булгара (Северный Прикаспий) – Ас-Тархан основал на месте бывшего Комлызая новый город Астархан… Внук этого Ас-Тархана Бауман, также бывший вначале саксинским улугбеком (губернатором), в 1236 году стал булгарским царем и в 1240 году погиб возле Астархана в бою с татарами (монголами)…»
В Астрахани достаточно неравнодушных людей, бережно относящихся к истории. О «новой» Астрахани мы читаем у А. Маркова, у игумена Иосифа (Марьяна) и многих других.
На мой взгляд, руководителям города и области с помощью уважаемой редакции газеты «Волга» можно было бы организовать «круглый стол» с приглашением авторитетных историков, музейщиков и представителей культурной общественности города, рассмотреть этот «беспокойный вопрос» и решить: какую дату высечь на камне-обелиске, посвященном основанию г. Астрахани.
Г. КОМАРОВ,
кандидат технических наук
Источник