Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!
И все же – сколько лет Астрахани?
Однажды в 2004 году в Санкт-Петербурге, рассказывая академику Юрию Константиновичу Бегунову о моем родном городе Астрахани, я сказал, что скоро городу исполнится 450 лет. Но он возразил: «Нет, Астрахань гораздо старше, ей в 2022 году исполнится 900 лет». Юрий Константинович сослался на малоизвестные источники: Бахши Иман «Джагфар тарихы» и «Свод булгарских летописей», автор которого в свою очередь ссылается на Мусу ибн Халиля.
Возвратившись в Астрахань, я передал в администрацию г. Астрахани следующее письмо академика: «Настоящим сообщаю, что ваш город был основан в 1122 г. половецким ханом Ас-Тарханом, который получил разрешение отца на кочевку на Нижней Волге. В то время великий князь Киевский Владимир Мономах вел освободительные войны против половцев и добился их почти полного ухода из Джеремелы, т.е. всей причерноморской степи. Многие половцы побежали за Волгу, как Сарычин с Ас-Тарханом, другие – как Атрак, оказались в Абхазии, иные – на Северном Кавказе». В своей книге «Истории Руси», том второй, Ю.К. Бегунов приводит родословную Ас-Тархана. Кстати, Кончак – герой летописи «Слово о полку Игореве» и оперы Бородина «Князь Игорь» и Ас-Тархан имеют общих предков, фактически они двоюродные братья. Указанные сведения публикуются. Еще ранее, знакомясь с историей Астрахани по известным источникам, я недоумевал, как и автор статьи И. Трофимов в газете «Волга» от 18 сентября 2009 г. «Сколько же лет Астрахани?», – почему о той Астрахани, которую завоевали войска Ивана IV, мало чего известно, хотя о ней уже писали – в XII веке арабский путешественник Ибн Баттута; в 1473 году – Амброджо Контарини.
Поиски истины привели меня еще к одному замечательному ученому, источниковеду Фаргату Габдула-X. в Казани. Он автор работ «Предание «Поучение Святослава» о начале Дунайской Болгарии»; «Князь Владимир Святославович – автор произведения «Слово о полку Игореве»; «История города Булгар» и др. На мои вопросы он любезно ответил письмом, которое я привожу без особых купюр: «К тому, что Вам уже сообщил ведущий историк России академик Ю.К. Бегунов, хочу добавить новые данные из свода «Нариман тарихы» («История Наримана») Даиша Карачая аль-Булгари и сборника 1542 г. булгарского историка и писателя Васыла Куша (1450-1549 гг.)
Этот материал свидетельствует, что со 179 г. до н.э. булгары-барсылы (барсилы) непрерывно проживали на месте Астархана – Астрахани вплоть до 1122 г. Погребения булгар-барсылов обнаружены в устье Волги Л.Н. Гумилевым. Таким образом, со II в. до н.э. место Астрахани было постоянно населено.
Так что за дату основания Астрахани можно принять и год основания барсылского поселения Комлызай (песчаный остров) на острове Комлызай – 179 г. до н.э., и год превращения поселения Комлызай в город Комлызай (арабская форма этого булгарского названия – Хамлидж) – 654 г., и 1122 г. (Бахши Иман Джагфар Тарихы, т. I, Оренбург, 1994, с. 350).
Я бы предпочел дату 179 г. до н.э., чтобы в 2021 г. отпраздновать 2200-летие Астрахани. Но выбирайте сами, всегда есть варианты.
Казань в действительности основана в 376 г. (по данным «Нариман-Тарихы» – «Истории Наримана»). Потом, решив, что дата 1004 г. в «Джагфар Тарихы» определена переводчиками по 395 году Хиджры (арабское летоисчисление), который составляет части 1004-1005 гг, когда Казань стала городком, – и устроили празднование 1000-летия Казани в 2005 г.
Крупнейший булгарский историк и писатель XVI в. Васыл Куш аль-Булгари повествует: «На месте Астархана (Астрахани) вначале находилось древнее поселение племени урус-барсылов, или просто урусов, относящихся к булгарской межплеменной группировке барсылов. Первый джабгусирхакан (каган, император) Хазар-Булгара (Хазарский каганат) Кыр-Багыл (653-675) уже в 654 году основал здесь портовый город, получивший название острова и поселения – Комлызай (песчаный остров; «Хамлидж», по арабским источникам). Здесь хазарский флот, состоявший в основном из урусских кораблей, готовился к походам на урумцев (византийцев), хорезмийцев, иранцев, азербайджанцев и горцев Джураша (Дагестан), и здесь же он отдыхал после походов. Несмотря на то, что в 966 году Барыс-Балтавар (Святослав I, киевский князь) разгромил Комлызай, здесь все равно сохранилась часть населения и продолжали останавливаться корабли. Местные урусы-булгары, из которых вышли киевские урусы, снабжали команды судов великолепной сушеной рыбой «оплы» (от булгарского «оплы» – русское «вобла»). Эти булгарские урусы (русы) до сих пор (1542 г.) продолжают носить на своих бритых головах теменные косички – чубассы, или асылчачи (чубы или оселедцы), короткие куртэк (кафтаны) и шалвары (шаровары) с невысокими сапожками…
В 1122 году, как пишет Муса ибн Халиль в своей книге «Сведения о городах, мензелях и дорогах Булгарской державы, полезные для тех, кто ездит по ним» (Муса ибн Халиль – булгарский географ, писавший в 1460-х гг.), булгарский губернатор Саксина – то есть Джалды (Крым), Сынджака (Предкавказье) и Кавыл-Булгара (Северный Прикаспий) – Ас-Тархан основал на месте бывшего Комлызая новый город Астархан… Внук этого Ас-Тархана Бауман, также бывший вначале саксинским улугбеком (губернатором), в 1236 году стал булгарским царем и в 1240 году погиб возле Астархана в бою с татарами (монголами)…»
В Астрахани достаточно неравнодушных людей, бережно относящихся к истории. О «новой» Астрахани мы читаем у А. Маркова, у игумена Иосифа (Марьяна) и многих других.
На мой взгляд, руководителям города и области с помощью уважаемой редакции газеты «Волга» можно было бы организовать «круглый стол» с приглашением авторитетных историков, музейщиков и представителей культурной общественности города, рассмотреть этот «беспокойный вопрос» и решить: какую дату высечь на камне-обелиске, посвященном основанию г. Астрахани.
Г. КОМАРОВ,
кандидат технических наук
Источник