Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!
ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ. Приношу автору книги, Илье Васильевичу Зайцеву, и издательству «Восточная литература» Российской академии наук свои извинения за нарушение авторского права! Это издание представляет интерес не только для историков, но и для многих моих земляков, неравнодушных к истории края. Книга выкладывается для ознакомления интернет-общественности с реальной историей города Астрахани и Астраханского ханства (других обстоятельных работ по данному направлению, увы, не имеется). Имеется расхождение с печатным текстом в тех словах, где, по моему мнению, буква ё обязана стоять (такие тексты удобнее читать). Для академических же изданий, я считаю, это должно быть строго обязательным (вплоть до принятия по такому поводу административного нормативного акта со штрафными санкциями). Продолжение книги обязательно будет, но только после детальной вычитки материала, его обработки (вставки арабских слов в виде картинок, символов букв вроде ő и ей подобных). Это процесс не скорый. Красным шрифтом [3] выделены сноски, которые находятся в тексте после горизонтальный черты (в продолжении будет сквозная нумерация сносок). В квадратных скобках (например [Егоров 1985: 119]) находятся указания на литературу, использованную автором. В оригинальном издании страницы 264-287. Надеюсь, они тоже со временем будут мной отсканированы и выложены (но это будет в последнюю очередь). Слова с таким цветом шрифта сообщают о том, что в печатном издании имеется переход на другую страницу. Ну а поскольку текст тут начинается с седьмой страницы, то первый пример (застроенная) говорит о переходе со страницы 7 на страницу 8 переносом слова. Всё очень просто: зелёный цвет — конец страницы, синий — начало. Окончание десятой страницы будет в каком-нибудь из следующих постов (ЕБЖ:).
Глава I
ХАДЖИ-ТАРХАН В XIII-XIV вв.
Слово песни кочевое
Слуху путника расскажет:
Был уронен холм живой,
Уронил его святой, —
Холм, один пронзивший пажить!
А имя, что носит святой,
Давно уже краем забыто.
Высокий и синий, боками крутой,
Приют соколиного мыта!
Стоит он, синея травой,
Над прадедов славой курган.
И подвиг его, и доныне живой,
Пропел кочевник-мальчуган.
В.Хлебников. «Хаджи-Тархан»
В истории Астрахани можно выделить по меньшей мере три этапа. Первый этап — эпоха существования золотоордынского Хаджи-Тархана, разрушенного Тимуром зимой 1395/96 г. Этот город традиционно отождествляется, причём, как писал Г.А.Фёдоров-Давыдов, без достаточно серьёзных оснований [Федоров-Давыдов 1994: 35-36], с поселением на Шареном Бугре — части обширного золотоордынского комплекса в дельте Волги, на правом её берегу, несколько выше современной Астрахани [Терещенко 1853: 103] (см. также [Спицын 1895; Татищев 1979: 170; Гмелин 1777: 64; Волга 1862: 385; Егоров 1985: 119]). Сейчас скептицизм учёного большинство специалистов не разделяют. «Только сомнения великого Г.А.Федорова-Давыдова, — пишет И.В.Волков, — провоцируют обосновывать локализацию города на Шареном Бугре. Указания на расстояние от развалин до нового города на острове после его переноса настолько регулярны, что почвы для сомнений они не оставляют. Особенно подробны сведения В.Н.Татищева» [Волков 2001: 57-58].
Городище Шареный Бугор в настоящее время почти полностью смыто водой или разрушено при современных строительных работах[1]. Сохранившаяся от размывания часть — окраина поселения, застроенная землянками [Егоров 1985: 119]. Городище Шареный Бугор, а также аналогичные и синхронные ему золотоордынские поселения низовьев Волги подвергались археологическому изучению [Шнайдштейн 1975: 10; Шнайдштейн 1970: 175-176; Шнайдштейн 1979; Шнайдштейн 1995: 71-72; Шнайдштейн 1996: 142; Шнайдштейн 1997: 35; Сумин 1997: 26].
Возможно, именно эту крепость на правом берегу Волги видел в 1558 г. англичанин А.Дженкинсон [ЧОИДР 1884: 39]. По мнению А.Юхта и А.Логачева, старая Астрахань, которую в 1556 г. заняли московские войска, находилась на территории села Карантинное (Приволжский район), приблизительно в 12 км выше современного города на правой стороне Волги, тогда как городище Шареный Бугор расположено ещё выше по реке, в районе села Стрелецкого [Юхт, Логачев 1958: 9, 22]. По Л.Е.Вереину, урочище Шареный Бугор занимает территорию населённых пунктов Карантинное, Тинаки и Стрелецкий посёлок [Вереин 1958: 12]. Высказывалось также мнение, что древняя Астрахань располагалась на месте развалин в «Алтиджаре» [Белоусов 1815: 57], т.е., видимо, к востоку от современного города, где ныне расположен посёлок Алтынжар (или Ст. Алтынжар, к северо-западу от Алтынжара, между протоками Рыча и Ст. Рыча).
В последнее время астраханские краеведы считают, что Хаджи-Тархан до прихода русских располагался не только на правом (горном) берегу Волги, но и на левом (луговом). С.Низаметдинова утверждает, что после 1395 г. жизнь в городе сосредоточилась именно на левом берегу — на Шабан-тюбе и его подножии, причём самым древним поселением левобережья был Мошаик (Машаик, в черте совр. Астрахани). Так называемая «русская Астрахань», по мнению С.Низаметдиновой и Р.Джуманова, была основана на месте старого татарского города, располагавшегося в «одном из ближайших к Волге углов кремля» [Низаметдинова 1992: № 10-13; Джуманов 1993][2]. Ю.А.Макаренко полагает, что Хаджи-Тархан — название нового (в отличие от «Астархана») города, перенесённого татарами на левый берег в 1318 г. (?), причём оба города какое-то время сосуществовали [Макаренко 1997: 16]. Эти утверждения пока бездоказательны, поскольку планомерные широкомасштабные археологические раскопки на левобережье, в том числе и в Кремле, к сожалению, насколько мне известно, не проводились.
В сочинении Франческо Тьеполо «Рассуждение о делах Московии» (вторая половина XVI в.) содержится весьма оригинальный для того времени взгляд на историю Астрахани. Согласно Ф.Тьеполо, сначала город и область принадлежали «куманам». «Около 1238 года область была отнята у куман татарами, основавшими там царство, которое несколько лет тому назад было захвачено прекопитами (т.е. крымцами. — И.З.), затем отнято у них ногаями, а в конце 1557 года отобрано у этих (последних) герцогом Московии» [Тьеполо 1940: 333].
В трудах московских книжников XVI в. была распространена идея о том, что современная им Астрахань — это древняя Тмутаракань, которой некогда владели русские князья. Эта концепция получает своё выражение в Никоновской летописи [ПСРЛ 1904: 235-236; Амелькин 2002: 3-7], а потом и в летописном «Сказании о взятии Астрахани», восходящем к тексту официальной летописи XVI в. [Шмидт 1963: 396; Pelenski 1974: 122]. Астрахань, которая во времена Владимира будто бы называлась иначе, была дана этим князем в удел сыну Мстиславу. В городе был каменный храм Рождества Богородицы. Потом, «грех ради православных христиан», городом завладели цари Большой Орды [ОРРНБ, Собрание Погодина, №1490, л. 77-77об.; РГАДА, ф. 187, оп. 2, ед. хр. 124, л. 4об.]. Идею о том, что Астрахань — это перенесённая на Волгу Тмутаракань, поддерживали в XVIII в. П.И.Рычков, С.Гмелин [Рычков 1767: 163; Гмелин 1777: 64]. Эта теория находила своих приверженцев вплоть до конца XIX в. (см., например, [Михайлов 1800; Рыбушкин 1841: 16; Черкасов: 4]), хотя ещё в XVIII в. у неё были и противники [Татищев 1979: 170][3].
В русской историографии высказывалось мнение, что Астраханское царство существовало ещё до похода Батыя, который, завоевав его, поселил там татар, «противу которых Российские князья вооружаясь, неоднократно их побеждали, и чинили своими данниками. Но они не редко нарушая, происходили (sic!) ужасные мятежи». Так, по мнению И.Михайлова, продолжалось вплоть до начала правления Ивана Грозного [Михайлов 1800: 173-174]. В османской историографии ХIХ в. также бытовало мнение, что Астрахань (Ejderhan) существовала ещё до походов «армий Чингиза» [Cevdet 1889: 12; Cevdet 1983: 227].
В эпическом сочинении «Хан-наме» (рукопись конца 50-х — начала 60-х годов XVII в., созданная при Джаниде Абд ал-Азизе), как мне представляется, содержится смутное воспоминание о древнем Хаджи-Тархане. Чингиз-хан отправляется в поход на Казань. В то время там правит падишах по имени Бидак ()[4] из потомства хана Бейгу. Казань тогда только-только появилась, и там никто ещё не знал о деяниях Чингиза. Однако Бидак, осознав его мощь и величие, покорился ему, и Чингиз занял престол Казани. Поручив Казань Бидаку, Чингиз-хан направился оттуда в степь под названием Сетаре , откуда, покорив племена двух стран (краев), двинулся к Улук-Тагу (Великой Горе; ) [Gőkyay 1968: 310, 320-321]. Слово сетаре по-персидски — «звезда», но, как кажется, здесь имеет место переосмысление непонятного тюркскому (или персидскому) уху русского названия Астрахань и его приспособление к нормам родного (или культурно близкого) языка, тем более что написание топонимов довольно близко. Вероятно, исходно в «Хан-наме» Чингиз-хан отправлялся из Казани в Астрахань (окрестности которой действительно представляют собой степь, а временами даже пустыню)[5].
Согласно традиционной точке зрения Астрахань возникла в XIII в. [Волга 1899:44][6]. По мнению М.Г.Сафаргалиева, это произошло в 50-х годах XIII в., «когда правившая верхушка Золотой Орды приняла новую религию — ислам и мусульманское духовенство стало получать от ханов различные привилегии» [Сафаргалиев 1952: 29]. К.Н.Васильков, не приводя доказательств, называет даже точную дату — 1253 г., а основателем города считает Сартака, сына Бату. Город тогда якобы назывался «Аши-Тархан», что, по мнению автора, по-тюркски означает «город большой, каменный» (sic!) [Васильков 1992]. Эту дату считает правомерной и Р.Джуманов [Джуманов 1993], а С.Низаметдинова приводит даже более раннюю дату — 1250 г. [Низаметдинова 1992: № 13]. Г.Газиз относил возникновение города ко времени правления хана Узбека (1312-1340) и считал, что произошло это «почти на месте», где до этого был город Атиль [Газиз 1994: 57, 74]. Е.В.Шнайдштейн, а также Л.Ш.Арсланов и В.М.Викторин в качестве времени основания города называют конец XIII в. [Шнайдштейн 1996: 141; Арсланов, Викторин 1995: 336]. По мнению В.Л.Егорова, время возникновения города точно определить не удаётся, «можно лишь с уверенностью сказать, что в XIII в. он уже существовал» [Егоров 1985: 119]. Согласно точке зрения Р.Гузейрова, Хаджи-Тархан возник во второй половине XIII в. [Гузейров 2000: 24].
[1] С основанием русской Астрахани старые строения на правой стороне Волги, по некоторым сведениям, были срыты до основания князем Петром Семеновичем Оболенским-Серебряным [Малиновский 1890: 8; Саввинский 1903: 12].
[2] Думается, что источник этих утверждений — сведения П.Небольсина (середина XIX в.), см. [Небольсин 1852: 59].
[3] Ср., например, упоминание В.В.Бартольда о том, что И.Н.Березин отождествлял со знаком вопроса город Матарха с Астраханью, «хотя тожество Матархи с Тмутараканью было известно ещё в XVIII в. Байеру» [Бартольд 1977: 748]. О происхождении названия Тмутаракань см. гипотезу В.Д.Смирнова [Смирнов 1923: 15-73].
[4] Имя необычное. Можно было бы допустить искажение (ср., например, написание имени Барак в дастане об Урус-хане «Сборника летописей» Кадыр-Али-бека [Усманов 1972: 75], имея в виду, что Казань, как предполагал В.В.Вельяминов-Зернов, считалась ногаями «Бараковым царёвым юртом» [Вельяминов-Зернов 1864: 123-124]). Однако в письме Кошум-мирзы великому князю Ивану Васильевичу (1538 г.), публикация которого была использована В.В.Вельяминовым-Зерновым, данный пассаж читается не «на Казанском юрте», а «на казацком юрте» [Исин 1988а: 163; Посольские книги 1995: 209]. Таким образом, личность Бидака остаётся невыясненной.
[5] Можно, с известной долей допущения, предположить описку: превратилось в
[6] Хотя иногда возведение города относили и к началу XIV столетия [Астрахань 1882: 1].