Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через
Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!
История индийского подворья в Астрахани
Индийская улица (ныне улица Володарского) в Астрахани всегда завораживала местных жителей своей способностью погружать их в иной, незнакомый, мир. Наполненный ароматом благовоний, пряностей, сладостей, шелками, золотом, драгоценными камнями… Торговцы-индийцы в национальной одежде, вспыльчивые и гомонящие, их жены-татарки, наряженные в дорогие сари, позвякивающие браслетами, и так похожие на индианок… Были здесь и армяне, и персы, но индийцы, создавшие свой микромир, свою маленькую Вселенную на чужбине, манили сильнее остальных. Пройтись среди рядов с экзотическими фруктами, гирляндами ярких цветов, дорогой утварью, расписанной вручную затейливыми узорами; заглянуть в глаза женщин, преобразившихся после того, как они стали окрашивать их сурьмой; послушать рассказы татарок о шаловливых детях и о непривычных языческих обрядах мужа-индуса, который каждые утро и вечер совершает служение своему заморскому божеству – вот, что тянуло сюда не только купцов, желающих поскорее перепродать в несколько раз дороже диковинный товар, но и простой люд.
подворье в 17 веке
О времени появления индийцев в Астрахани нет единого мнения. В специализированной литературе чаще всего можно встретить дату 1615-1616 гг. Однако, есть мнение, что это событие надо относить к 60-м годам XVI века. Так, или иначе, по прибытию индийцев в Астрахань взамен деревянных, существовавших еще в XVI веке, «В 1625 году персияне, армяне и индийцы построили… гостиные дворы: армянские, персидские и индийские каменные по обряду азиатскому, неподалеку от Спасского монастыря». Эти гостиные дворы находились на территории Белого Города. Российское правительство всячески поощряло приезд восточных купцов в Россию, создавая для них наиболее благоприятные условия. Так, они располагали правом суда по своим законам, свободой вероисповедания и совершения религиозных обрядов. Индийцы платили самый меньший оброк – 12 рублей в год с каждой лавки, были освобождены от других податей и каких-либо повинностей.
Везли товар из Персии, Бухары, Индии. Это был шелк, хлопчатобумажные ткани, меха, медь, кожи, ковры, шерсть, драгоценные камни, фрукты, вина, ладан, золото и серебро. Они торговали не только в Астрахани, но и в других городах России. Покупая товар в Москве, Ярославле, Казани они везли его на Восток. Успеху в торговле во многом способствовала сплоченность индийцев, их врожденная изворотливость и коммерческая жилка. В их руках было сосредоточено более половины торговых точек, которые в совокупи представляли собой единое предприятие. Некоторые занимались ростовщичеством. Однако на 1746 год из 76 индийцев ростовщиков приходилось только двое. 60 индийцев занимались купечеством, 12 были нищими-аскетами. Таким, например, был Лажарам Биндрабанов, сын Нарынов, который «купечества не имеет, а пропитание имеет, яко нищей, от своей братьи индийцев». К общему числу причислим еще приказчика, «кашеваров» и брамина Балибу Мингаралиева.
В свое время астраханский архитектор Дигбий описал индийское торговое подворье: помимо торговых лавок на его территории расположена «важня» (помещение для взвешивания товара), амбары, сараи, кладовые, конюшни, коровники, кухни, столовые, бани и «церковь их, называемы кумирница».
Без сомнения, большая часть приехавших из Индии купцов были индусами. Об этом говорит не только свидетельство знаменитого историка Яна Потоцкого, бывшего в Астрахани в 1797 году («Большая часть индийцев, живущих в Астрахани, родом из Мультана. У них есть брамины, кающиеся, вода из Ганга, одним словом, все, что принадлежит к их религии. Я видел, как они вечером молились Вишну. В их божественной службе есть наружное великолепие, сколько позволяют место и обстоятельства. …Они часто покупают птиц и выпускают их на волю, кормят собак, бегающих по улицам, и вообще оказывают великую привязанность к животным. …Они почитают себя весьма счастливыми, если у них есть платье темно-зеленое или алое, два цвета, которые они весьма любят. Когда они умирают, тела их предают огню, и пепел отправляют в Индию»), но и архивные документы упоминающие в числе индийцев лишь одного мусульманина — Маммета Абубекова в 1746 году.
Стоит оговориться, что не всем индусам, после того как в 1683 году было разрешено кремирование, удавалось вывезти пепел на родину – в большинстве случаев его предавали земле на восточной окраине Кулаковского бугра. Сегодня этот бугор носит название Паробичев, и является центром города. От его далекого прошлого нет и следа.
Известно, что во время восстания Степана Разина в 1671 – 1672 гг. лавки индийских торговцев были разорены. От смерти их спасли коренные жители – татары. В татарских деревнях индийцы прожили около двух лет, и уже тогда стали появляться смешанные браки. Приезжая в Астрахань холостыми, индийцы брали в жены местных жительниц – татарок. Дети, рожденные в таком союзе, получили название агрыжанских татар. Некоторые индийцы переходили в российское подданство. По данным 1746 года из 53 человек 6 жили в Астрахани более 20 лет, 12 человек – более 10 лет. Другие, такие как Мамед Волаев, Курбан Алиев, принимают христианство. В 1760 году староста индийского подворья Лачирам Гулабриев сообщил в губернскую канцелярию, что 4 индийца живут в татарских юртах своими домами и находятся в российском подданстве.
агрыжанская татарка
Агрыжанская слобода, где жили потомки индийцев и астраханок — агрыжанские татары – образовалась в конце 17 века. Одни из них имели купечество, тогда как другие «кормились работою». Несколько агрыжанских семей проживало на бухарском дворе. К середине XIX века агрыжанские татары слились с гилянскими и бухарскими татарами (потомками армян и персов). Теперь они имели «общую веру, язык, нравы и обычаи» . И все они исповедовали ислам. Как особая социальная группа – «татары трех дворов» — они выделялись вплоть до 60-х годов XIX века. Их численность к этому времени составляла 740 человек. Они ассимилировались с юртовскими татарами, и вряд ли теперь можно найти их корни.
Во время пребывания в Астрахани индийцы успешно пополняли государственную казну, не всегда, однако, держась буквы закона. До сих пор в Астраханском государственном архив хранится «Дело по обвинению индийских купцов Диарамова М., Мултанеева А. и других в продаже фальшивых камней Денибекову Р.», которое велось в течение 22 лет (с 4 декабря 1767 года по 25 октября 1789 год), и насчитывающее 450 листов. Нередко дела, дошедшие до суда, в конце концов, решались мирным путем и закрывались. Так, например, было с «Делом о взыскании денег с индийца Лагирамова в пользу армянина Зурабова»: истец и ответчик «… поговоря меж собою полюбовно и не входя более в суд, помирились». Известны дела, в которых в качестве потерпевших выступали индийцы: «Дело о взыскании 1558 рублей по векселю индийским купцом Мултанеевым с наместника калмыцкого Абильева», «Дело о взыскании 50 рублей по по векселю индийцем Т.Ражирамовым с татарина Ш.Исаева», «Челобитная индийского купца Макиталиева о вексельной претензии к астраханскому купцу» и др. В «Деле о незаконном взыскании денег азиато-армянским судом с индийского купца Менградова» описана следующая история: «В прошлом 1760 году в бытность мою в Персии в городе Пашане случился быть индийский купец Парван,» — пишет в своем доношении армянин Михайлов. Купец этот просил Михайлова занять 400 рублей на закупку товара, за что обещал «по купечному обыкновению без оплаты не оставить». Михайлов деньги нашел, Парвану отдал, а тот, получив их и потратив на товар, вскоре забыл о договоре. Умирая, Парван завещал свое имущество индийскому купцу Кишнадасу Менградову. Михайлов стал требовать уплаты долга с Кишнадаса, довел дело до суда. Но суд определил взыскание Михайлова незаконным.
К середине XVIII века в индийском подворье насчитывалось 78 лавок, а купцы, главным образом, торговали товарами, купленными в Казани и на Макарьевской ярмарке в Москве.
Активная торговля иностранных купцов ущемляла интересы торговых людей России. Недовольные таким положением вещей русские купцы посылали в губернскую канцелярию жалобы с тем, что иностранцы «причиняют им в торгу помешательство и немалую обиду». И добились-таки к середине XVIII века ограничений для иностранцев: по приказу от 1754 года восточные купцы в случае продажи товара за пределами Астрахани должны были заплатить сверх подати еще 10% пошлины. Им запрещалось покупать товары где-либо в России, кроме как в Астрахани.
Свою роль в снижении торговой активности индийских купцов сыграла и политическая обстановка в Персии, где ко второй половине XVIII века развернулась междоусобная борьба. Экономика страны была подорвана и торговые связи с другими государствами ослаблены. Это привело к резкому снижению торговых оборотов внешней торговли, шедшей через Астрахань, что, в свою очередь, и сказалось на материальном благополучии индийских купцов. В челобитной 1750 года они сообщали, что в результате прекращения торговли с Персией и Индией, а так же запрещением им заниматься внутренней торговлей в России, они «пришли в крайнюю нищету, долг и убожество». Они добивались отмены этого запрета, но ответа на челобитную не последовало. Однако, есть предположение, что не получив официального разрешения на внутреннюю торговлю, индийские купцы, все же, попытались ее восстановить.
Однако к концу XVIII века оборот индийской торговли составил только теть того, что приходилось на прошлые годы. К первым десятилетиям XIX века в исторических источниках об индийских купцах как о конкурирующей единице не упоминается, хотя община ее существует, но теперь многие индийцы занимаются ростовщичеством.
В 1803 году правительство передает индийцам торговый дом при условии, что те построят новый. Двухэтажный каменный двор был возведен на средства Сабра Могундасова, богатого купца, перешедшего в российское подданство, и некоторые из его помещений сдавали в наем. Этот гостиный двор до сих пор стоит в Астрахани на улице Володарского. Сегодняшнее бывшее индийское торговое подворье представляет собой жилой дом с многочисленными пристройками, полностью деформировавшими первоначальный облик здания. Внутренние веранды с арочными окнами, выходящими во двор, как было принято на Востоке, сейчас выглядят иначе: балконное пространство исчезло, а сам арочный проем превратился в застекленное окно. Нижние помещения, которые, очевидно, служили складами, замурованы и превращены в квартиры. Двор из-за новых построек сейчас намного меньше, чем раньше. Но, как и в прежние времена, он соседствует с армянским торговым подворьем.
Индийских купцов становился все меньше и меньше, а после установления в Индии Британского господства, они престали приезжать в Астрахань. В индийской общине становилось все больше нищенствующих, а к 40-м годам XX века не осталось даже их.
Текст Катя Пешакова, Олеся Гашкова
индийское подворье сегодня
Источник http://katia-peshakova.livejournal.com/26235.html