Иван Михайлов «Астраханские ловцы» (1856 г.). Часть 1

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

Как зачать ли не зачать с синя моря с косы,
С синя моря с косы, с мати-Астрахани.
Бурлацкая песня.

В один из сентябрьских дней, которые в Астрахани вовсе не смотрят сентябрем, а светлы и теплы, как лучшие майские дни, я отправился на Косу (так называется часть города, в которой находится одна из пристаней). Здесь меня дожидалась лодка, отъезжавшая в Красноярский уезд, куда и я должен был отправиться по обязанностям службы. Освежающая прохлада повеяла на меня, когда я вышел из душных улиц города на пристань. Громадная река широкой, светлой полосой охватывала город, дыша на него увлаженным ветерком. Вдоль берега стояли бесчисленные суда и лодки всевозможных родов. Далеко в обе стороны тянулся лес мачт и развевались их вымпелы. Толпы народа с громким говором разгуливали по набережной, во всю длину которой в два ряда сидели торговки с арбузами, виноградом, желтыми и синими сливами, абрикосами, яблоками, арбузными и дынными семечками и рыбой. Смешение народа было самое живописное. Здесь были и русские, и татары, и калмыки, армяне, хивинцы, туркмены и персияне; я заметил в толпе даже одного индийца, которого тотчас можно было отличить по его халату яркого красного цвета. Гуляющие смешивались с работающими. В ином мест праздная толпа стояла и смотрела, как разгружалось судно. Один за другим, дюжие бурлаки сходили с него по зыблющимся скрипящим доскам, неся на спине девятипудовой куль. Каждую минуту надобно было трепетать за него, как бы он не оступился и не полетел в воду. Но страшная физическая сила и привычка соблюдать равновесие спасали его от грозившей опасности. Сами работающие, вероятно, в это самое время и не думали, что они рисковали жизнью. Тут же, рядом, с другого судна рабочие скатывали на берег бочки с чихирем, привезенным из Кизляра. Несколько армян хлопотали около них и с криками бегали, то с судна на берег, то с берега на судно. В другом месте разбирали склад брёвен. Несколько рабочих сваливали их одно за другим сверху, и бревна с громом скатывались на землю. Другие рабочие обвязывали скатившиеся бревно верёвкой. Более десяти человек схватывались за него, становились в ряд и начинали петь, тихо пошевеливая его, в лад:

Вот бревно лежит, нейдё—от,
Бурлачка дружка все ждё—от,
Как потянем так пойдё—от,
У-уу-ух!

С последним вскриком они дружно натягивали веревку и срывали с места громадное бревно, которое тащилось за ними, то вспрыгивая с глухим звоном, то зацепляя землю и оставляя на ней глубокую борозду. Так влекли они его несколько секунд до тех пор, пока силы их от чрезмерного напряжения истощались. Тут они останавливались, переводили дух и начинали петь тот же припев, пошевеливая верёвкой и приготовляясь к новому дружному потаску. Проходя далее, я услыхал около кабака звуки гармоники. Толпа окружала увеселительное здание непроницаемою массою и хохотала. Желая рассмотреть, что тут происходило, я взобрался на лежащий вблизи склад брёвен и увидал пьяную бабу, которая плясала, подыгрывая себе на гармонике. Вдруг она остановилась.
— Ах вы, алырники! закричала она на толпу. — Все смотрят, а нет, что бы бабе вина поднести, дух перевести, чтобы песню опять завести; видят, баба устала, вкопанной стала. Нет доброго человека, продолжала она, озирая толпу: — не те ныне бурлачки, что вчера были, поплыли они на синё-море, оставили бабу одну горевать.
Толпа, доселе хохотавшая, замолчала, ни у кого не оказалось желания поднести танцовщице. Баба, чтоб покрыть свое смущение, снова заиграла на гармонике и понеслась по арене, подплясывая. Вдруг, из толпы вырвался на средину широкоплечий бурлак. Он был в красной рубахе, ворот на ней был расстёгнут, так что грудь его была нараспашку, а рукава разодраны, оба локтя его были голые. Щелкая сапогом об сапог и взрывая песок, фертом подлетел он к пляшущей бабе и гикнул что есть мочи; та взвизгнула и оба понеслись по арене, распевая известную бурлацкую песню:

Как попить ли, погулять ли в мати-Астрахаини,
А к хозяевам порядиться во Горянскиим ряду;
Во раздолье покататься по Кутуму по реке
А с красоткой поводиться на Болдинскояи острову.

Я пошёл прочь. Вот, думал я, тот чудный край, о котором между жителями верховых губерний ходит столько восторженных рассказов! Вот где проматывает бедный бурлак свои заработки, добытые тяжким трудом! Домой он явится еще беднее, чем когда с котомкой на плечах, выходил из родного села и прощался с рыдающей семьёй, которая провожала его далеко по дороге. Помнит ли он теперь о бедной жене, которая ждёт, не дождется своего мужа и думает: вот мой Иван придет — и кончится моё горе; не станем более вымаливать помощи у жестоких родных; много денег принесёт он домой, и заживем мы в довольстве, и счастье.
Поживу — опять наживу, благо сила осталась, думает он — и в несколько дней безумного веселья истрачивает то, чем мог бы обеспечить на несколько месяцев существование своей семьи.

Источник: Иван Иванович Михайлов «Астраханские ловцы» // Библиотека для чтения. — 1856. — Отд. 1.- Т. 137.- С. 135-192; Т. 138.- С. 113-136.
OCR: damir_sh