Купола мечетей, купола церквей.

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

Можете представить себе мечеть в готическом стиле? Я — нет.

Эти размышления вызваны постом asterxan_tatar. Он пишет «Только у мечети купол напоминает православный«.
Я даже немного оказался в растерянности. Всегда замечал, что купола мечетей и церквей похожи и разница только в том, чем они завершаются, крестом или полумесяцем. Хороший ответ получил от Брокгауза и Евфрона (процитирую частично):

Происхождение К. теряется в глубокой древности. Так, он встречается в доисторических памятниках Галлии, в нурагенах Сардинии, в надгробных памятниках Лидии, в сокровищницах первобытной Греции (напр., сокровищница Атрея, в Микенах), в этрусских погребальных склепах, в нубийской пирамиде Курна и т. д.; но более всего он был в употреблении, по-видимому, у древних халдеев и персов, как о том свидетельствуют дошедшие до нас изображения их построек и археологические раскопки, произведенные в местах нахождения их давно исчезнувших городов. Зодчество классической Греции почти не прибегало к форме К.; тем не менее ее представляет нам монолит, покрывающий собою небольшой хорагический памятник Лизикрата, в Афинах. Каменный К., правильной сводчатой конструкции, является впервые у римлян, которые, разработав приемы его кладки, в цветущий период своего искусства смело пользовались им для прикрытия даже весьма обширных пространства как, напр., в Пантеоне Агриппы (см.), в котором полусферический К., снабженный вверху круглым отверстием для пропуска света, прикрывает круглое здание 431/2 м. в диаметре. Позже К. сделался любимой формой покрытий в византийской архитектуре впервые удачным образом разрешившей задачу помещения его над основанием не только круглого, но и квадратного и вообще многоугольного плана, а именно посредством устройства пандантивов, или парусов, (см. Византийское искусство). Усовершенствованный таким образом К. распространился из Византии по всем ее провинциям и по странам, подвергшимся ее влиянию, перешел на Запад — в Италию (равенские крестильница и црк. св. Виталия, венецианский собор св. Марка), на берега Рейна (императорская капелла, в Ахене), во Францию (црк. св. Фронта, в Перигё), был унаследован мусульманским искусством, Арменией, Грузией и Россией.

То есть все встаёт на свои места. Купол как таковой не может быть исламским или православным. Не случайно после завоевания Константинополя турками главным мусульманским храмом Оттоманской империи многие годы являлся обращённый в мечеть грандиозный православный храм Святой Софии.

По этому вопросу любопытна статья «Собор Василия Блаженного: церковь или мечеть?«.