Левая семья депутата Шеина

Пожалуйста, помогите порталу!

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!

«Профиль» — еженедельный деловой журнал
№28(536) от 23.07.2007
Владимир Рудаков

ЛЕВАЯ СЕМЬЯ ДЕПУТАТА ШЕИНА

В сталинские времена депутату Госдумы Олегу Шеину явно не поздоровилось бы. Его супруга, директор института «Коллективное действие» Карин КЛЕМАН, мало того, что француженка, еще и самая настоящая троцкистка.
— Карин, расскажите, каким образом левый политик французского происхождения встретилась с не менее левым депутатом Госдумы. Мне кажется, это едва ли не первый случай в истории нашей Думы.

— С Олегом мы познакомились в начале 2000 года. К тому времени я прожила в России уже несколько лет и у меня было много знакомых в профсоюзном движении. Однажды мы сидели в кафе и общались с одним из активистов профсоюза «Защита труда», который возглавляет Олег. Этот товарищ рассказал мне, что их лидер — Олег Шеин — недавно прошел в депутаты Госдумы. Мне предложили с ним познакомиться. Через несколько дней мы встретились, и он мне с первого взгляда очень не понравился.

— То есть у вас любовь не с первого взгляда.

— Да. Он мне показался весьма закрытым человеком. И при этом достаточно нахальным. Мы беседовали с ним очень недолго (у него ведь вечно нет времени) и договорились на следующий день созвониться — он обещал помочь с решением одной проблемы, которая тогда передо мной стояла. Я ему позвонила на следующий день, но он был занят и меня послал (смеется).

— Что, неужели «по-русски» послал? Женщину?!

— Ну да, по-русски: сказал, что у него нет времени.

— Ну, это не называется «послал по-русски».

— Все равно мне это не понравилось.

— А с какой проблемой, если не секрет, вы пришли к депутату российской Госдумы?

— С начала 90-х я провожу исследования трудовых отношений на предприятиях в России. Но я никогда не могла устроиться на завод. Это была моя несбыточная мечта: работать на заводе в должности рабочего…

— Хорошая у вас была мечта…

— Ну да. Есть такой метод в социологии — включенное наблюдение. Но поскольку я иностранка, кадровики ко мне относились с подозрением. И я попросила Олега, чтобы он помог мне устроиться на завод в Астрахани, откуда он и избирался депутатом.

— А он вас послал.

— Послал, но через несколько дней все-таки позвонил одному знакомому директору завода и обо всем договорился. В итоге с 1 июля 2000 года я вышла на работу на завод железобетонных конструкций в Астрахани. Я там проработала один месяц. В течение этого месяца мы с ним и сблизились. Он в это время тоже был в Астрахани.

— Как вообще вы оказались в России?

— В Россию я приехала собирать материал для дипломной работы. Это был 1994 год, я писала диплом об уличных демонстрациях. Мне давно хотелось приехать в Россию. Трудно сказать почему. Может быть, из-за литературы: я много читала русских классиков — Толстого, Достоевского, Гоголя…

— Вы уже тогда знали русский язык?

— Нет. Я читала по-французски. Я начала учить язык примерно за год до того, как приехать в Россию. Разумеется, когда приехала, говорила плохо. Но здесь я быстро освоилась. Наверное, благодаря тому, что жила в общежитии МГУ — мы там много общались…

Однако помимо литературы, думаю, повлиял тот интерес, который был в Европе к России в тот период. После падения Берлинской стены на Западе была такая иллюзия, что теперь, когда отпала политическая цензура, люди, жившие в СССР за железным занавесом, окончательно проснулись, и отныне все человечество ожидают только прекрасные времена…

— Теперь, наверное, думаете по-другому?

— Как только я приехала сюда, тот романтический образ, который был у меня — и не только у меня, — сразу же столкнулся с реальностью. Это был 1994 год, и подозреваю, что это был самый ужасный период для людей в России. Они тогда переживали настоящий шок. Я в то время должна была брать множество интервью, постоянно общалась с людьми и иногда возвращалась домой поздно вечером. И вот когда я должна была уходить, мне едва ли не каждый раз говорили, что это опасно, что на улице меня обязательно убьют и т.д. Понимаете? Страх, драматический взгляд на мир, в котором правит «беспредел», — вот что царило в душах москвичей, с которыми я тогда общалась. И никаких иллюзий, никакого энтузиазма насчет своего будущего и будущего своей страны я у людей не замечала. Не было ощущения, что эти люди сейчас возьмутся строить демократию. Какая там демократия — сплошная депрессия!

— Насколько сильным было ваше разочарование?

— Достаточно сильным. Я ведь изучала не только настроения московской интеллигенции, но и настроения рабочих. Мне было больно видеть, насколько тяжело они живут, как мало получают. Если вообще получают — тогда, как вы помните, задержки выплаты зарплат были распространенным явлением. Скажу честно: меня охватил гнев. Как можно вообще не платить зарплату?! У нас во Франции, если людям сокращают зарплату на несколько франков, они выходят на улицы и протестуют. А здесь они вообще несколько месяцев ничего не получают и тихо сидят. Объясняют мне, что они ничего не могут, денег в кассе нет, и так далее! Во мне проснулось сочувствие к этим людям…

— Вы и во Франции были такой же социально активной?

— Нет, в том-то и дело! До того как я окунулась в российские проблемы, я не была до такой степени политизированной. Просто я очень эмоционально отнеслась к тому, что здесь увидела. Вот и осталась…

— То есть вы осели здесь еще «до Шеина»...

— Конечно.

— И до России вы социальной борьбой не занимались?

— Практически нет. Это у меня такой имидж в российских СМИ: левая активистка из Франции приехала в Россию, потому что ей заплатили какие-то троцкистские или антиглобалистские организации, стремящиеся осуществить экспорт революции (смеется).

— А на самом деле?

— Во Франции у меня были друзья, которые занимались политикой, и они пытались привлечь меня к этому. Там, если ты нормальный человек и из небогатой семьи, то так или иначе ты все равно политизирован…

— Расскажите про свою семью.

— У меня типичная по французским меркам семья. Я из Лотарингии. Родители мамы — сельскохозяйственные рабочие, родители отца — шахтеры. Но после Второй мировой войны на волне экономического подъема их семьи здорово поднялись. Мама всю жизнь проработала в средней школе, а отец закончил карьеру инженером. У нас в семье был средний достаток. Мы жили во французской глубинке. А после школы я поступила в Институт политических наук в Париже…

— …где и окунулись в политику?

— Так нельзя сказать. Я время от времени участвовала в разных мероприятиях: в дебатах внутри института, иногда в уличных акциях, но без фанатизма — «как все». Просто мне казалось, что все это не приносит желаемого результата. Однако для молодых людей во Франции это обычное явление: среднестатистический студент в Париже как минимум раз в месяц участвует в различных акциях. Я имею в виду сочувствующих, таких, какой была я. У активистов, конечно, совсем другая статистика…

— Откуда же имидж рьяной троцкистки?

— Когда я приехала сюда, я поняла, что сидеть и смотреть на то, что происходит, просто невозможно. Нельзя заниматься научной деятельностью и не принимать участия в судьбе тех людей, положение которых ты изучаешь. Я, по крайней мере, не такой человек. И я стала интересоваться, есть ли в этой стране профсоюзы, защищают ли они социальные права людей и так далее. Так и втянулась… Проведя три года в России, я вернулась во Францию, защитила диссертацию и возобновила дружбу со своими студенческими товарищами. Многие из них были троцкистами и альтерглобалистами…

— В России «троцкизм» — это нечто из сталинского Уголовного кодекса: знаменитая 58-я статья, в которой был пункт за «контрреволюционную троцкистскую деятельность». Правда, по ней сажали, как правило, всех без разбора. Расскажите про троцкистов, которые окопались во Франции.

— Они осуждают сталинскую диктатуру. Они за демократический тип коммунизма. И против сталинского варианта коммунизма, построенного «в отдельно взятой стране»… Вообще же троцкистов очень много — есть самые разные троцкисты (смеется).

— Чем вас так привлекает наш Троцкий? Он разве не такой же кровавый диктатор, как и Сталин?

— Откровенно говоря, все это не имеет прямого отношения к личности самого Троцкого. Многие молодые троцкисты во Франции не читали работ Троцкого, они даже могут и не знать о нем.

— А вы лично как относитесь к этой фигуре?

— Лично я уважаю фигуру Троцкого, так же как я уважаю фигуру Ленина. Да, они были революционерами, у них были благородные цели. Другое дело, что революция в такой стране и в такой момент истории не могла быть без яростных столкновений. И надо было защищать революцию!

— По-вашему, революция как способ выяснения социальных отношений, как средство переустройства мира — это благо?

— Начну с того, что я сама не состою ни в одной троцкистской организации, я — сочувствующая. Что касается моего отношения к террору, то я против всякого террора — красного, белого, оранжевого… Но при этом я понимаю, что в условиях жесткого сопротивления «эксплуататорских классов» нужно защищаться, по возможности без крови и террора. Революция для меня — это прежде всего масштабное преобразование социальных отношений в обществе. Да, чтобы отвоевать равноправие у тех, кто находится наверху, — а они добровольно не отдают ничего: ни власть, ни деньги, ни нефть, ни газ — необходима борьба. Однако революция невозможна, когда нет критической массы самоорганизованных, способных к самоуправлению, сплоченных людей, готовых отвоевать власть в интересах всех. Чем это плохо? Чем это хуже находящейся у власти небольшой группировки, считающей, что только она обладает истиной в последней инстанции?

— Но вы сами сказали: власть никто добровольно не отдаст. Значит, кровь неизбежна!

— По-моему, нет! Допустим, если крупный нефтяной олигарх увидит, что почти все его работники стоят все за одного, у них есть намерение идти до конца… Думаю, он не станет стрелять по тысячам и тысячам людей.

— Это не троцкизм — это какой-то идеализм! С чего вы взяли, что он не станет стрелять?

— Ну, если станет, надо будет — ответим.

— Значит, кровь!

— Но это он начал…

— То есть важно, кто начал?

— Конечно, важно. Но поймите меня правильно: мы с вами ведем теоретический спор, и я не призываю к кровавой революции. Более того, я не противник эволюционного способа развития, я за реформы. Кстати, за это мои товарищи и во Франции, и здесь иногда меня критикуют. Однако я не вижу в России условий для революции. Впрочем, на мой взгляд, чем более успешными оказываются реформы, тем больше условий для революции. Понимаете, когда люди сидят по уши в дерьме, как это было в начале 90-х годов, они не склонны участвовать в коллективных акциях, они заняты самовыживанием, они дезориентированы, они не видят выхода из ситуации, у них нет энтузиазма. Меньше всего в такой ситуации возможны коллективные действия. Путем реформ и за счет включения людей в общественную жизнь мы можем чего-то добиться. Нужны крепкие взаимосвязи между людьми, нужна солидарность. Люди должны понимать, что власть — это не группа людей наверху, это не «отец народов», власть — это мы все вместе. Поймите, я не за революцию ради революции: я хочу другого, более справедливого устройства общества…

— Но вы полагаете, что на данном этапе Россия для революции еще не созрела?

— На данном этапе рановато.

— А когда, вы считаете, можно ждать?

— Что она вам далась, эта революция?

— Просто я впервые вижу настоящую революционерку: у нас они как-то все повывелись… На ваш взгляд, в России есть по-настоящему левые партии?

— Если брать КПРФ — партию, которая не просто считает себя левой, но и называет себя коммунистической, — то все, чем она занимается, это левая фразеология плюс национализм и склонность к компромиссам. Во Франции такую партию назвали бы партией «социал-предателей». Впрочем, это касается в первую очередь партийной верхушки. Среди рядовых членов много людей действительно левых взглядов.

— А «Справедливая Россия», членом которой является ваш муж, — это левая партия?

— СР пока не была у власти, поэтому я не знаю, как она себя реально поведет.

— Вы всегда соотносите свои ответы с политическими интересами мужа?

— Естественно (смеется). Но я не депутат, и поэтому я более свободна в своих оценках, чем он. За мной не стоят избиратели, которые на меня рассчитывают. Олег же должен быть большим дипломатом, чем я…

Вы знаете, до знакомства с Олегом я во многом жила идеями. Он меня научил мыслить более конкретно, действовать вместе с людьми и именно там, где им это нужно. Не думать, что ты лучше их знаешь, чего именно они хотят. Я очень ему за это благодарна.

— Вы спорите дома о политике?

— Разумеется, у нас бывают разногласия…

— А так, чтобы хлопать дверью, бить посуду? Не в ходе бытовых споров, а в порыве общеполитической дискуссии?

— Было и такое. Это все из-за моего горячего темперамента. Но иначе мы бы не смогли жить вместе: он давно бы меня раздавил (смеется).

— По российским меркам ваш муж сделал весьма успешную карьеру: в 27 лет парень из провинции стал депутатом Госдумы, будучи при этом оппонентом власти. Как вы объясняете это?

— Он рано вступил на путь профсоюзной борьбы, организовал профсоюз «Защита труда» и на этой волне пошел в политику. Тогда, в 1998—1999 годах, как вы помните, было много протестных выступлений. Он пришел в Думу на протестной волне. К тому же он прирожденный оратор. Что еще?

— Но Олег не очень-то вписывается в расхожий образ профсоюзного лидера — человека из толпы, который и матерком может, и, как говорят, «за литр перейдет», если надо для народного блага. Ваш муж, скорее, похож на студента старшего курса университета.

— Это точно. Он, скорее, интеллигент.

— А ведь важно еще установить контакт с региональными властями: в России одного ораторского умения для политика маловато.

— Его избрали в Думу в 1999-м, тогда демократия не была столь управляемой. В то время у депутата-одномандатника, даже если он из оппозиции, было много возможностей для того, чтобы защитить свой законопроект, свою поправку, добиться их принятия в интересах области.

— Расскажите про ваш семейный быт: ваша частная жизнь что собой представляет?

— Олег большую часть времени проводит в Астрахани, я — здесь, в Москве. Даже когда он в Москве, в рабочие дни мы оба возвращаемся домой поздно. Поэтому мало времени проводим вместе. Отдыхаем после работы, иногда смотрим телевизор, разговариваем. Спим вместе, слава Богу! (Смеется.) А когда есть время, любим сидеть в кафе: это я обожаю. Когда мы с ним познакомились, он не был большим любителем таких посиделок, но у меня французская кровь, вы же понимаете. Иногда ходим в кино. В театры гораздо реже, потому что театр надо планировать заранее, а это для нас проблема. Вообще, он себе редко позволяет отдыхать.

— Вы супруга депутата и живете в знаменитом депутатском доме на улице Улофа Пальме. Как складываются ваши отношения с соседями?

— Никак!

— Вообще?

— Вообще.

— Как вам живется в казенной квартире?

— Сначала у меня было ощущение, что я каждый день прихожу в гости. Но сейчас освоилась. Для меня проблема в том, что отсюда далековато до метро, а у меня нет машины. Здесь, как вы понимаете, таких идиотов мало (смеется). Зато у меня есть велосипед.

— А госдача вам положена?

— Нет-нет, ни дачи, ни машины, ни санаториев. То, что говорят о депутатских привилегиях, — это все бред, этого ничего нет.

— Просто вы не умеете этим пользоваться!

— Может быть.

— Поэтому и квартира у вас какая-то маленькая.

— Однокомнатная. Зато вид из окна на Московский университет.

— Как ваши родители отнеслись к вашему браку?

— Все смеялись: у меня такая репутация в семье, что все не могли поверить, что я могу выйти замуж. Когда на нашу свадьбу в Астрахань собиралась моя любимая тетка, она сказала, что едет специально для того, чтобы удостовериться, что все это не шутка.

— Что у вас за репутация была такая?

— Одно дело — жить с человеком, другое — оформить отношения. Никто не верил в то, что я захочу оформлять отношения.

— Как прошла свадьба нашего депутата Госдумы и французской троцкистки?

— Да ничего особенного.

— А именно? Как празднуют наши депутаты, я примерно представляю — с размахом, достойным лучшего применения. А как празднуют французские троцкисты?

— Ничего такого, о чем вы говорите, все было скромно. Обычная по российским меркам свадьба. Расписались. Потом — гулянье по городу. Потом посидели в ресторане. На следующий день поехали на пикник на границу Астраханской области и Казахстана. Мои родственники до сих пор помнят ЗАГС. Это фольклор у вас такой, что ли? Так серьезно и торжественно говорилось о двух сердцах, которые объединяются. Моя сестра и мама с трудом удержались, чтобы не рассмеяться.

— Вы всю жизнь собираетесь заниматься решением социальных проблем, часто в ущерб частной жизни?

— У меня нет планов на всю жизнь.

— Но есть какие-то задумки: еще пару лет метаний между Москвой и Астраханью, а потом заняться обустройством «гнезда»?

— Олег никогда не согласится жить в Москве, и я его в этом поддерживаю. Здесь у него, по большому счету, нет поля деятельности. Там, в Астрахани, он ощущает себя более востребованным. Мне же что Москва, что Астрахань — разницы большой я не вижу.

— Но это все работа. А дети?

— Когда будут дети, посмотрим. Но не думаю, что я все брошу и буду заниматься пеленками. Это не в моем характере. Однако пока об этом рано говорить.

— А где вы бы хотели, чтобы росли ваши дети — в России или во Франции?

— В России, конечно: мы же здесь живем.

— А если выбирать с точки зрения перспектив?

— Для детей лучше там, где есть любовь, — там, где живут их родители. Во Франции, конечно, жить легче. Особенно у нас в деревне.

— Чем занимается возглавляемый вами институт «Коллективное действие»?

— Мы занимаемся экспертизой законопроектов, готовим аналитику, оказываем помощь организационного и юридического характера. Хочу подчеркнуть: это российский институт. Какое-то время назад мы получали гранты, сейчас нет. Институт живет на пожертвования. В штате у нас работает всего пять человек, сотрудники в регионах — это активисты, не получающие зарплату. Лично я работаю в институте на общественных началах, зарабатывая на хлеб социологическими исследованиями.

— В последнее время в России принято рассуждать о том, что все более-менее значимые коллективные действия — от «Марша несогласных» и «Русского марша» до акций «Наших», «Местных» и прочих — попросту кем-то проплачены. Опальными олигархами, Кремлем — не важно. Вы, как эксперт в организации такого рода акций, как считаете?

— Проблема российской политической культуры в том, что она вся пронизана низким материализмом. Нет ничего удивительного в том, что практика проплаченных акций существует. И это плохо: обыватель начинает привыкать к тому, что за все заплачено, что в коллективных акциях нет искренности, а есть только меркантильный интерес. Что касается «Маршей несогласных», не думаю, что они проплачены: я сама опрашивала участников этих акций. Единственное, они помогают доехать и разместиться иногородним участникам. «Наши» — это другое дело. Я не изучала их специально, но то, что я слышала от своих студентов, говорит в пользу того, что там раздают деньги…

— Насколько эффективными, на ваш взгляд, оказались «Марши несогласных»?

— Из-за того, что это стало рутиной, цели теряются, акция ради акции, и нет никаких конкретных результатов. Нет прогресса в организационном плане, в плане обучения людей, их сплочения, наоборот, мы видим раскол в их среде.

— В чем причина — в умелых действиях властей или в отсутствии талантов у организаторов?

— Власть объективно им очень хорошо помогала — делала им бесплатную рекламу за счет привлечения омоновцев в первую очередь. Но «несогласные» так и не смогли преподнести себя в качестве реальной альтернативы режиму.

— Что вы думаете по поводу суверенной демократии?

— Демократии бывают самые разные, почему бы России не иметь своей модели демократии? Самое главное, чтобы это была демократия.

— То, что формулирует на эту тему власть в лице Владислава Суркова, — это, на ваш взгляд, некий предвыборный подвох или все-таки попытка нащупать национальную модель демократии?

— Я не знаю, что думает Сурков. Но я не среди тех, кто полагает, что в России создана диктатура. Да, есть опасный уклон в сторону принятия все более репрессивных законов, есть стремление к тому, чтобы контролировать все общество, все независимые инициативы. Однако я не вижу диктатуры.

С другой стороны, я не вижу и идеальной демократии. Но где она есть? Я имею возможность сравнивать разные страны и могу сказать, что мы имеем дело с международной тенденцией. Не зря Путин, когда его на «Большой восьмерке» упрекали в свертывании демократии, сказал, что все разговоры о соблюдении прав человека со стороны наших западных руководителей — это просто смешно.

— Вы так говорите, как будто только что вышли из кабинета Суркова. Вы с ним знакомы?

— Нет, я с ним не знакома. Вообще, у нас с ним разные представления о содержании демократии.

— Каковы ваши политические перспективы в России?

— Никаких: я гражданка Франции.

— А во Франции?

— Да я не хочу заниматься политикой — выборами и прочими делами. Я буду считать, что хорошо поработала, если буду чувствовать себя бесполезной.

ссылка profile.ru/items/?item=23645