М.Рыбушкин «Записки об Астрахани» (продолжение)

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!


IV.
УЧРЕЖДЕНИЕ ЕПАРХИИ.

Новоприобретенный край Астраханский, по смерти Игумена Кирилла, который прислан был сюда еще при Иоанне IV1, по духовной части подчинен управлению Казанских Архиреев, где еще в 1555 году учреждена была особая Епархия. Дела духовный, в зависимости Казанских Архипастырей находились до 1589 г., когда в Астрахань, в сан Архиепископа, по назначению Царя Бориса Федоровича Годунова, прибыл Феодосий, с наименованием Архиепископом Астраханским и Терским.2
Кроме Сибири и Казанской Губернии может быть ни один край России не имел в то время ни такой надобности, ни поспешности в распространении истинного православия, как край Астраханский, населенный, и до сего времени населяемый, Магомеданами и язычниками, кои в XVI веке его покорения составляли — единственных обитателей. Что касается до христиан, то первыми из них, без сомнения, почесть должно воинские отряды, оставленные для охранения страны приобретенной и, может быть небольшое число сметливых промышленников, которые предвидя свои выгоды, постепенно водворялись в Астрахани. Персияне, Татары, Индейцы, издавна привлеченные сюда торговыми сношениями с Pocсиею, Калмыки, во множестве кочующие по всему пространству Астраханской Губернии, и Армяне, прежде Персидские подданные, поселившиеся в Астрахани с дозволения правительства около 1667 года, многочисленностью своею превосходили Poccиян. От такого смешения наблюдательному взору представляется довольно странная борьба вероисповеданий, то не твердых в своих началах,то колеблющихся и не постоянно исполняемых. Потомок Гайкана, Армянин, говоря языком смешанно Армяно-Татарским, и в образе жизни своей и религиозных обрядах многое заимствовал от последователей учению Магомедову. Взгляните на домашний быть Армянина: широки нары в домах их, разосланный подушки и перины послужат ясным доказательством сходства жизни их с Магомеданами. В церквах во время священнослужения иногда стоять с покрытою головой. Случается видеть в церквах христианских Персиян и Калмыков, тогда как первый из сих народов беспечно исполняет свое вероисповедание, заботясь более о выгодах, а последний соблюдая учение Шакьямуни, хотя и имеет в 6 вёрстах от Астрахани молитвенный дом свой, но по невежеству почти не знает ни догматов веры, ни приличия, свойственного священно — служителю. Татары строже сохраняют постановление своего закона. Это доказывается множеством их мечетей. Русское имеют довольно церквей в Астрахани, но требовалось бы более усердия к посещению храмов. Разноверие и разнохарактерность жителей должно почитать важнейшими причинами, который требуют со стороны Астраханских пастырей особенной ревности в исполнение святительского звания, всего духа кротости и смирения: ибо сими только средствами может быть поддерживаемо истинное православие, принимая при том в рассуждение многочисленность последователей сект Григорианской.

Изложим, по порядку характеристику Астраханских Иерархов, с кратким очерком их образа жизни и дел по управлению Епархиею.

Глава полностью.

—————
Примечания
1 С властью строить церкви и монастыри и весь суд над мирянами производить ему и кто по нем будет. На содержание главного монастыря повелено было дать урочища по Волге на буграх Троицком, Георгиевском и Тумаковском.
2 В томе III Энц. Лексикона несправедливо напечатано, будто Царь Василий Иоанович Шуйский в 1607 г. дал Астрахани собственного Архиепископа.
продолжение следует