Мовсес Сарафов

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

Мовсес Сарафов

     Богатый и влиятельный армянский предприниматель и негоциант, один из выдающихся представителей проживавшей в России армянской буржуазии.
     Выходец из Ирана, Сарафов, по переезде в Россию, занял вскоре видное положение среди зажиточных астраханских армянских купцов. В 1763 г. специальным указом было предписано отвести земли «армянину Моисею Сарафову, который обещал развести в Астраханской губернии сады для заведения шёлкового завода», и выдать ему кредит в сумме 10000 рублей. В том же году «выехавшему из персидской области армянину Моисею Сарафову» было дано дозволение «в постройке судов по Каспийскому морю». Когда же в дальнейшем астраханский губернатор, идя навстречу пожеланиям русского купечества, сделал попытку отнять у него это право, то Канцелярией опекунства иностранных сразу же было предписано губернатору, «чтоб ему Сарафову в содержании судов никакого препятствия не чинить, но ещё и оказывать ему в том спомоществование».
     Именно к этому «Мовсесу», как к одному из самых влиятельных армян, и обращался в 1767 г. католикос Симеон в связи с миссией посланного им в Россию монаха Давида. В эчмиадзинском архиве сохранилось также письмо астраханского епископа Степаноса от 1 мая 1767 г. с жалобой на ряд лиц, в том числе на «Мовсеса, сына Буниата». Из письма этого видно, какую выдающуюся роль последний играл в то время в Астрахани; он пользовался там таким влиянием, что решался даже выступать против местного армянского епископа и брать под свою защиту лиц, которых тот преследовал.
     Я счел нужным привести несколько отрывков из великолепного романа Эдуарда Авакяна «Одной жизни мало», свидетельствующих о беспредельной преданности Мовсеса Сарафова своему народу. Эта книга о жизни Иосифа Эмина — деятеля армянского освободительного движения XVIII века. За свою полную приключениями жизнь он успел побывать в Европе и в России, в Турции и на Кавказе, был представлен ко двору в Петербурге, воевал на стороне англичан во время Семилетней войны и даже прожил среди кавказских горцев два года и вот Эмин приехал в Астрахань:
     — «Не успели они войти в церковь, зажечь свечи, как почувствовали, что обращают на себя всеобщее внимание. Прихожане говорили на странном диалекте и откровенно рассматривали чужестранцев. В центре толпы стоял рослый мужчина в отличном европейском костюме и персидской шапке. Высокий рост, красивые усы, резкие, властные движения свидетельствовали о том, что это один из уважаемых людей города. Так оно и было. Когда он ушёл, отдав какое-то распоряжение, к Эмину подошёл мужчина и, поклонившись, сказал, что ага просит пожаловать к нему. Выяснилось, что ага — известный в городе и за его пределами Мовсес Сарафов. Он был родом из Персии и всего несколько лет как переехал в Астрахань. В городе у него торговый дом, а за пределами города он основал свои знаменитые шелковичные сады, заложив начало довольно выгодному шелкопрядильному производству, благодаря которому завоевал большую известность…. Встретиться с таким человеком, завоевать его симпатию для любого чужестранца было бы удачей. А для Эмина даже самая малая помощь его земляков была божьим даром. Желание познакомиться оказалось обоюдным. Сарафов мечтал встретить такого человека, как Эмин. Он не мог забыть живущего под пятой иноземцев — родного народа. За очень короткое время после приезда из Персии Мовсес Сарафов стал душой армянской колонии Астрахани. Узнав историю жизни Эмина, познакомившись с его планами, Мовсес Сарафов посоветовал ему отправить с гонцом письма в Грузию и Арцах, дабы связать отпрысков Багратиони с армянскими меликами Арцаха. Поднять в Муше, Сасуне и Эрзеруме восстание и с помощью России сбросить мусульманское иго — такова была цель Эмина и его новых друзей… После отъезда Папа Эмин не сидел сложа руки. Познакомился с ремесленниками, оружейниками. Завоевав дружбу Мовсеса Сарафова, было нетрудно расположить к себе всю армянскую колонию Астрахани. Эмин олицетворял для ее членов дух свободолюбивой Армении. Но три месяца, которые он провёл в Астрахани, прошли не напрасно. Многие молодые армяне, родившиеся на чужбине, носившие чужие фамилии, даже не знавшие армянского языка, загорелись желанием освободить свою страну, сбросить турецкое иго….» и далее отбытие Эмина из Астрахани: — «В тот день вся армянская колония Астрахани вышла на улицы города проводить Эмина. Каждый желал пожать руку «князю» и сказать ему «до свидания». Около тридцати армянских юношей, вооруженных и на конях (оружие и коней для них приобрёл Мовсес Сарафов)… Во дворе церкви Эмин легко вскочил на своего пегого в яблоках коня, который был приобретён на деньги Сарафова, и действительно по-княжески поехал впереди отряда. За ним следовал родственник и друг Мовсес Баграмян, также на прекрасном жеребце». Необходимо ведь и отметить, что патриотизм Сарафова не ограничивался одним лишь субсидированием. Миссия Эмина сама по себе была очень рискована и грозила многими неприятностями всем тем, кто с этим мог быть связан. Более того, в июле 1769 году именно Мовсес Сарафов представил русскому правительству проект освобождения армянских земель и воссоздания независимого армянского государства под покровительством России. В докладной записке Сарафова предлагалось организовать воинский отряд из проживавших в России армян, а также вовлечь в войну против Турции армянских меликов. Далее указывалось, что военные действия следует начать с занятия Еревана, после чего двинуть русские, грузинские и армянские войска на Ахалцихе, Карс, Баязет и Ван. Предполагалось, что к войскам присоединятся многочисленные добровольцы из числа местных армян. После освобождения армянских земель предполагалось воссоздать независимое армянское царство…
Подготовил Микаэл Ревазян
В статье использованы материалы книг:
— А.Иоаннисян «Иосиф Эмин»
— Э.Авагян «Одной жизни мало»
Источник.

От себя: этот пост — мой подарок главному армянину астраханской блогосферы — Эдуарду Тертерову arm-ter.
С днём рождения, Эдуард!


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!


ОднаКнопка