Пожалуйста, помогите порталу!
В доме на Каменноостровском проспекте, 73-75, где жил переводчик «Божественной комедии» Михаил Лозинский, открылся первый в России и третий в мире музей, посвященный только одному предмету обихода — вееру. Коллекция насчитывает свыше 250 опахал, большую часть из которых можно увидеть в экспозиции, развернувшейся в двух залах с роскошными интерьерами.
Инициатива создания музея и все труды по его обустройству принадлежат частному лицу. Евгений Пылаев в течение 20 лет увлеченно собирал веера из разных стран и эпох, а когда коллекция перевалила за две сотни, задумался о том, чтобы сделать ее достоянием общественности. На то, чтобы воплотить идею в жизнь, ушло 15 лет. Столько времени потребовалось на поиск помещения и кропотливое оформление интерьеров. Создатель музея счел, что достойным фоном для его коллекции могут послужить только исторические интерьеры, и воссоздал во всех залах утраченные образцы дворцового убранства императорского Петербурга и его пригородов. По архивным фотографиям и историческим свидетельствам восстанавливали наборный паркет, подбирали штоф на стены, а двери из красного дерева и порталы во всех парадных залах изготовлены по эскизам архитектора Винченцо Бренны, сделанным в конце XVIII века для дворца в Павловске.
Коллекция, конечно, не уступает интерьерам.
— В основном в коллекции собраны европейские веера XVIII-XIX веков (итальянские, французские, немецкие, русские), хотя есть и уникальные образцы. Например, эксклюзивные экземпляры, выполненные первоклассными фирмами, такими как «Дювеллеруа», «Факон», «Александер». Или бразильский веер конца XIX века, — рассказывает исполнительный директор музея Елена Королькова. — Образцы бразильского веерного искусства — редкость как для частных собраний, так и для двух наших музеев-коллег, один из которых расположен в Гринвиче и насчитывает более двух с половиной тысяч экспонатов, а второй — в Париже. Имеются у нас и мемориальные веера, принадлежавшие известным историческим персонам, например Ротшильдам. Родиной веера традиционно считают Дальний Восток, правда, мнения историков расходятся в том, где он появился впервые — в Китае или Японии. У нас в коллекции есть экземпляры из обеих стран.
Сотрудники музея отмечают, что российская веерная школа ни в чем не уступала ни западной, ни восточной. Выставленная в Петербурге коллекция это наглядно подтверждает. Кстати, среди экспонатов есть опахальце-рипида митрополита Иова, бывшего заметной фигурой в царствование Петра Великого.
Веер как предмет коллекционирования интересен уже тем, что сочетает в себе живопись и прикладное искусство.
— Так называемые экраны, то есть матерчатую или бумажную часть веера, в свое время расписывали художники Франсуа Буше, Жан Оноре Фрагонар, Никола Ланкре, — продолжает Елена Королькова. — А украшение оправы — это отдельное искусство. Оправы делались из драгоценных пород дерева или видов кости, и резьба по ним достигала удивительной филигранности.
Контакт
Музей «Искусство веера»: Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, 73-75, телефон (812) 499-49-59.
www.rg.ru



Фото с сайта museum.ru.
От себя: как-нибудь выберем время и посетим с Наташей этот музей.