Николая Травушкин
«В краю тысячи рек»
Волгоград, Нижне-Волжское книжное издательство, 1988.
Глава ИЗ БИОГРАФИИ МУСЫ ДЖАЛИЛЯ
Есть суховатый, формализованный деловой стиль речи, которым порою приходится пользоваться и поэтам. «Я, Залилов (Джалиль) Муса Мустафович, родился…» – так положено начинать автобиографию, так он ее и писал в декабре 1941 года для Главного политического управления Рабоче-крестьянской Красной Армии. В перечислительном порядке Джалиль указал, где учился, какие штатные и выборные должности занимал в комсомоле и в ЦК ВЛКСМ, в каких пионерских журналах работал и печатал свои произведения. Одной фразой отмечена работа в центральной татарской газете «Коммунист», что выходила в Москве (орган Совета Национальностей ЦИК СССР). Здесь Муса Джалиль с марта 1933 года заведовал отделом литературы и искусства. И об этом-то эпизоде – целых два года – как будто и подробностей никаких не сохранилось! А ведь заранее можно сказать, что живой, бодрый, неповторимо привлекательный характер Мусы должен был проявиться и здесь, на редакционной работе.
Подумаем о своеобразии того времени. Только что началась вторая пятилетка, партия ставила задачу окончательной ликвидации капиталистических элементов, завершения перестройки всего хозяйства на социалистический лад. И от газетчиков как никогда требовались прямое вмешательство в повседневность жизни, работа непосредственно на местах, среди людей. Тогда практиковались так называемые «выездные редакции». В 1933 году Муса Джалиль находился в командировках ни много ни мало семь месяцев, в 1934 – пять.
Плодотворной была поездка 1933 года в Нижне-Волжский край (центром его был тогда Саратов). Весну и большую часть лета Джалиль провел в Дергачевеком районе, где было много жителей татар.
Ответственный редактор выездной редакция, Муса наладил выпуск специальных номеров, сплотил актив низовой печати. Сохранился в Саратовском архиве документ, подводящий итоги деятельности выездной редакции. Это постановление бюро Дергачевского райкома партии по отчету М. М. Залилова. Редакция, говорится здесь, «правильно ориентировала массу в борьбе за большевистский сев, уделяя свое основное внимание вопросам партмассовой работы, поднятия труддиециплины… Редакция выбрала правильный метод работы, помещая в газете на 80 процентов конкретных фактов…»
Но для истории сохранились не только такого рода суховатые констатации. Хочется пополнить биографию поэта яркими делами и поступками, увидеть живой образ писателя-коммуниста, ощутить его кровную связь с жизнью. И главное – он писал стихи. Как рождались замыслы, как ложились на бумагу горячие строки?
Тогда в Нижне-Волжском крае выходила еще одна татарская газета – «Ялкон» («Пламя»), редакция ее находилась в Астрахани. Муса Джалиль познакомился с ее работниками, приехавшими в Дергачевский район, вскоре они выпустили совместный номер газет «Коммунист» и «Ялкон» под редакцией Мусы Джалиля.
Закончив дела на Саратовщине, Муса Джалиль отправился в Астрахань. Приехал он 20 июля и сразу ощутил напряженный пульс переустройства жизни края. Труженики Астраханского округа готовились к открытию Первого межрайонного съезда рыбаков-ударников. К этому времени в основном завершилось объединение разрозненных рыболовецких хозяйств, окрепло колхозное движение. Муса за несколько дней до созыва съезда познакомился с городом, побывал на промыслах, беседовал с прибывавшими делегатами. С большой заинтересованностью слушал он выступления на съезде, в перерывах расспрашивал участников об успехах отдельных хозяйств.
Но прозвучала на съезде и трагическая нота: жестоко давала о себе знать классовая борьба, были враги у колхозного строя. В селе Дурное (ныне село Рассвет) подкулачник Некозырев во время замета невода сбросил с себя лямку и толкнул в быстрину реки шедшую с ним в паре молодую колхозницу Марусю Шураеву. Об ударниках Красноярского района, о гибели Маруси Муса Джалиль дал в газету «Ялкон» корреспонденцию, она была напечатана 27 июля под его инициалами. «Потому что женщина в колхозе большая сила, – писал Джалиль, – кулак Некозырев утопил лучшую ударницу Шураеву».
Взволнованный гибелью девушки, Муса тут же написал стихотворение и на другой день прочитал его на литературном вечере в здании татарского педтехникума. Еще через день «Песню девушки-рыбачки» он читал по радио, была она напечатана и в газете «Ялкон».
Стихотворение это запоминается сразу. Оно заметно в любом собрании сочинений поэта.
Укротись, волна каспийская, седая,
Ты мешаешь мне и слушать и смотреть.
Старый Каспий, не к тебе пришел сюда я –
Привлекла меня рыбачка молодая,
Что поет, свою вытягивая сеть.
Но не хочет злобный Каспий усмириться:
Губы пенные он вытянул хитро,
Чтоб рыбачкой, как добычей, поживиться.
Уходи! Тебя рыбачка не боится.
Уходи! И нашей девушки не тронь!
Трагический, взятый из жизни волжского села случай не пересказывается в стихотворении, он претворяется у поэта в образ сурового, грозящего бедою Каспия; а лирическая картина трудовой отваги рыбаков дана в светлом, мажорном тоне: девушка не погибает, она ждет возвращения с моря своего милого, поет о смелых людях, умеющих противостоять стихиям.
Пребывание на Нижней Волге уже известного в то время в стране поэта было важным событием в культурной жизни края. Стоит полистать подшивку краевой газеты «Ялкон» (переплетенные ее комплекты можно получить лишь в архивах и крупных всесоюзных библиотеках). «Ялкон» запечатлела вклад журналиста и поэта в стремительный ход первых пятилеток. Газета давала объявления о публичных его выступлениях, поместила его биографию и портрет, большое стихотворение «Песня о Волге», привезенное из Дергачевского района.
В начале августа поэт был уже в татарском селе Килинчи, километрах в двадцати от Астрахани, расположенном в сердце дельты, в красивой, зеленой местности. Джалиль гостил в овощеводческой бригаде, бывал у садоводов; в газету «Ялкон» шли его заметки о делах колхозников, о борьбе за труддисциплину, за воспитание у людей коллективистского духа.
Прошло полвека, а в селе не забыли, что две недели гостил и работал у них хороший человек, корреспондент Муса Джалиль. Жил он у председателя колхоза Ибрагима Махмудовича Махмудова. Внук его, молодой учитель Наиль Баширов, бережно отнесся к семейным воспоминаниям. У него внушительная по объему папка газетных вырезок, документов и записей, относящихся к тому давнему времени. Газета «Комсомолец Каспия» напечатала содержательный очерк Н. Баширова «Килинчинское лето Джалиля».
Ибрагим Махмудович и жена его Салиха, да и другие жители села сохранили в памяти немало характерных подробностей. Аккуратно одетый, в белоснежной сорочке, вежливый, общительный, много знающий человек, способный и на шутку,– таким предстает Муса в воспоминаниях старожилов.
Джалиль ощутимо помог налаживанию порядка в колхозе своими статьями в газете «Ялкон». Несколько корреспонденции его было напечатано 5 августа под рубрикой «Колхозники села Килинчи борются за трудовую дисциплину»: «Пятая бригада на буксире», «Колхозным полям не хватает воды», «За столом ударников». Здесь отмечались успехи и недостатки, приводились фамилии, конкретные факты. Джалиль рассказал, что в одной из бригад пищу в обед выдавали из двух котлов: один был для ударников, другой – для лодырей. Так и названа заметка: «Было два котла…»
Впечатления от астраханской поездки появились и в центральной татарской газете «Коммунист», когда поэт находился уже в Москве. 27 августа было напечатано его стихотворение «Шаланда № 24». В нем противопоставлены картины жизни старого и нового Каспия, вновь появляется образ молодой рыбачки. Девушка комсомолка Айджан, «отдавая ветрам непокорные косы, сушит невод, смеется и песни поет».
9 сентября целая колонка в «Коммунисте» отведена статье Джалиля (за подписью «Муса») – о делах колхоза имени Калинина в селе Килинчи. Здесь опять идет речь о борьбе за порядок, о людях нерадивых, приводятся взятые из стенгазеты сатирические куплеты о колхознице Латифе. Можно думать, что стихи эти писал в Килинчах сам Муса.
Поездка на Нижнюю Волгу долго вспоминалась поэту, она обогатила его темами, замыслами. В 1935 году Джалилю пришлось заведовать литературной частью созданной тогда в Москве татарской оперной студии; позднее театр оперы и балета был открыт и в Казани. Джалиль написал для нового театра либретто оперы «Алтынчеч» («Золотокудрая»), и она была успешно поставлена в июле 1941 года. А в замыслах давно уже была другая татарская опера – о девушке-рыбачке. Были созданы песни «Моряки», «Волны» (музыку сочинил композитор Д. Файзи); написаны были и тексты для хора рыбаков, для арии рыбачки. Стихи о рыбаках сочинял Джалиль и в моабитской тюрьме…
Поэт-герой в Килинчах известен буквально каждому жителю. Именем его названа улица. В школе создан музей – в нем книги и подборки статей, фотографий, подарки от семьи поэта, от его дочери Чулпан. В Доме культуры в день рождения поэта – литературный праздник, концерт открывается песней «Красная ромашка», ее исполняют на татарском языке. Выступают на вечере поэты из Астрахани, вносятся записи в книгу гостей школьного музея. Славное имя поэта-патриота рождает в душах людей высокие чувства.
Николая Травушкин «В краю тысячи рек»
Пожалуйста, помогите порталу!