Николая Травушкин «В краю тысячи рек»

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

Николая Травушкин
«В краю тысячи рек»

Волгоград, Нижне-Волжское книжное издательство, 1988.

Глава ИЗ БИОГРАФИИ МУСЫ ДЖАЛИЛЯ
Есть суховатый, формализованный деловой стиль речи, которым порою приходится пользоваться и поэтам. «Я, Залилов (Джалиль) Муса Мустафович, родился…» – так положено начинать автобиографию, так он ее и писал в декабре 1941 года для Главного политического управления Рабоче-крестьянской Красной Армии. В перечислительном порядке Джалиль указал, где учился, какие штатные и выборные должности занимал в комсомоле и в ЦК ВЛКСМ, в каких пионерских журналах работал и печатал свои произведения. Одной фразой отмечена работа в центральной татарской газете «Коммунист», что выходила в Москве (орган Совета Национальностей ЦИК СССР). Здесь Муса Джалиль с марта 1933 года заведовал отделом литературы и искусства. И об этом-то эпизоде – целых два года – как будто и подробностей никаких не сохранилось! А ведь заранее можно сказать, что живой, бодрый, неповторимо привлекательный характер Мусы должен был проявиться и здесь, на редакционной работе.
Подумаем о своеобразии того времени. Только что началась вторая пятилетка, партия ставила задачу окончательной ликвидации капиталистических элементов, завершения перестройки всего хозяйства на социалистический лад. И от газетчиков как никогда требовались прямое вмешательство в повседневность жизни, работа непосредственно на местах, среди людей. Тогда практиковались так называемые «выездные редакции». В 1933 году Муса Джалиль находился в командировках ни много ни мало семь месяцев, в 1934 – пять.
Плодотворной была поездка 1933 года в Нижне-Волжский край (центром его был тогда Саратов). Весну и большую часть лета Джалиль провел в Дергачевеком районе, где было много жителей татар.
Ответственный редактор выездной редакция, Муса наладил выпуск специальных номеров, сплотил актив низовой печати. Сохранился в Саратовском архиве документ, подводящий итоги деятельности выездной редакции. Это постановление бюро Дергачевского райкома партии по отчету М. М. Залилова. Редакция, говорится здесь, «правильно ориентировала массу в борьбе за большевистский сев, уделяя свое основное внимание вопросам партмассовой работы, поднятия труддиециплины… Редакция выбрала правильный метод работы, помещая в газете на 80 процентов конкретных фактов…»
Но для истории сохранились не только такого рода суховатые констатации. Хочется пополнить биографию поэта яркими делами и поступками, увидеть живой образ писателя-коммуниста, ощутить его кровную связь с жизнью. И главное – он писал стихи. Как рождались замыслы, как ложились на бумагу горячие строки?
Тогда в Нижне-Волжском крае выходила еще одна татарская газета – «Ялкон» («Пламя»), редакция ее находилась в Астрахани. Муса Джалиль познакомился с ее работниками, приехавшими в Дергачевский район, вскоре они выпустили совместный номер газет «Коммунист» и «Ялкон» под редакцией Мусы Джалиля.
Закончив дела на Саратовщине, Муса Джалиль отправился в Астрахань. Приехал он 20 июля и сразу ощутил напряженный пульс переустройства жизни края. Труженики Астраханского округа готовились к открытию Первого межрайонного съезда рыбаков-ударников. К этому времени в основном завершилось объединение разрозненных рыболовецких хозяйств, окрепло колхозное движение. Муса за несколько дней до созыва съезда познакомился с городом, побывал на промыслах, беседовал с прибывавшими делегатами. С большой заинтересованностью слушал он выступления на съезде, в перерывах расспрашивал участников об успехах отдельных хозяйств.
Но прозвучала на съезде и трагическая нота: жестоко давала о себе знать классовая борьба, были враги у колхозного строя. В селе Дурное (ныне село Рассвет) подкулачник Некозырев во время замета невода сбросил с себя лямку и толкнул в быстрину реки шедшую с ним в паре молодую колхозницу Марусю Шураеву. Об ударниках Красноярского района, о гибели Маруси Муса Джалиль дал в газету «Ялкон» корреспонденцию, она была напечатана 27 июля под его инициалами. «Потому что женщина в колхозе большая сила, – писал Джалиль, – кулак Некозырев утопил лучшую ударницу Шураеву».
Взволнованный гибелью девушки, Муса тут же написал стихотворение и на другой день прочитал его на литературном вечере в здании татарского педтехникума. Еще через день «Песню девушки-рыбачки» он читал по радио, была она напечатана и в газете «Ялкон».
Стихотворение это запоминается сразу. Оно заметно в любом собрании сочинений поэта.
Укротись, волна каспийская, седая,
Ты мешаешь мне и слушать и смотреть.
Старый Каспий, не к тебе пришел сюда я –
Привлекла меня рыбачка молодая,
Что поет, свою вытягивая сеть.
Но не хочет злобный Каспий усмириться:
Губы пенные он вытянул хитро,
Чтоб рыбачкой, как добычей, поживиться.
Уходи! Тебя рыбачка не боится.
Уходи! И нашей девушки не тронь!
Трагический, взятый из жизни волжского села случай не пересказывается в стихотворении, он претворяется у поэта в образ сурового, грозящего бедою Каспия; а лирическая картина трудовой отваги рыбаков дана в светлом, мажорном тоне: девушка не погибает, она ждет возвращения с моря своего милого, поет о смелых людях, умеющих противостоять стихиям.
Пребывание на Нижней Волге уже известного в то время в стране поэта было важным событием в культурной жизни края. Стоит полистать подшивку краевой газеты «Ялкон» (переплетенные ее комплекты можно получить лишь в архивах и крупных всесоюзных библиотеках). «Ялкон» запечатлела вклад журналиста и поэта в стремительный ход первых пятилеток. Газета давала объявления о публичных его выступлениях, поместила его биографию и портрет, большое стихотворение «Песня о Волге», привезенное из Дергачевского района.
В начале августа поэт был уже в татарском селе Килинчи, километрах в двадцати от Астрахани, расположенном в сердце дельты, в красивой, зеленой местности. Джалиль гостил в овощеводческой бригаде, бывал у садоводов; в газету «Ялкон» шли его заметки о делах колхозников, о борьбе за труддисциплину, за воспитание у людей коллективистского духа.
Прошло полвека, а в селе не забыли, что две недели гостил и работал у них хороший человек, корреспондент Муса Джалиль. Жил он у председателя колхоза Ибрагима Махмудовича Махмудова. Внук его, молодой учитель Наиль Баширов, бережно отнесся к семейным воспоминаниям. У него внушительная по объему папка газетных вырезок, документов и записей, относящихся к тому давнему времени. Газета «Комсомолец Каспия» напечатала содержательный очерк Н. Баширова «Килинчинское лето Джалиля».
Ибрагим Махмудович и жена его Салиха, да и другие жители села сохранили в памяти немало характерных подробностей. Аккуратно одетый, в белоснежной сорочке, вежливый, общительный, много знающий человек, способный и на шутку,– таким предстает Муса в воспоминаниях старожилов.
Джалиль ощутимо помог налаживанию порядка в колхозе своими статьями в газете «Ялкон». Несколько корреспонденции его было напечатано 5 августа под рубрикой «Колхозники села Килинчи борются за трудовую дисциплину»: «Пятая бригада на буксире», «Колхозным полям не хватает воды», «За столом ударников». Здесь отмечались успехи и недостатки, приводились фамилии, конкретные факты. Джалиль рассказал, что в одной из бригад пищу в обед выдавали из двух котлов: один был для ударников, другой – для лодырей. Так и названа заметка: «Было два котла…»
Впечатления от астраханской поездки появились и в центральной татарской газете «Коммунист», когда поэт находился уже в Москве. 27 августа было напечатано его стихотворение «Шаланда № 24». В нем противопоставлены картины жизни старого и нового Каспия, вновь появляется образ молодой рыбачки. Девушка комсомолка Айджан, «отдавая ветрам непокорные косы, сушит невод, смеется и песни поет».
9 сентября целая колонка в «Коммунисте» отведена статье Джалиля (за подписью «Муса») – о делах колхоза имени Калинина в селе Килинчи. Здесь опять идет речь о борьбе за порядок, о людях нерадивых, приводятся взятые из стенгазеты сатирические куплеты о колхознице Латифе. Можно думать, что стихи эти писал в Килинчах сам Муса.
Поездка на Нижнюю Волгу долго вспоминалась поэту, она обогатила его темами, замыслами. В 1935 году Джалилю пришлось заведовать литературной частью созданной тогда в Москве татарской оперной студии; позднее театр оперы и балета был открыт и в Казани. Джалиль написал для нового театра либретто оперы «Алтынчеч» («Золотокудрая»), и она была успешно поставлена в июле 1941 года. А в замыслах давно уже была другая татарская опера – о девушке-рыбачке. Были созданы песни «Моряки», «Волны» (музыку сочинил композитор Д. Файзи); написаны были и тексты для хора рыбаков, для арии рыбачки. Стихи о рыбаках сочинял Джалиль и в моабитской тюрьме…
Поэт-герой в Килинчах известен буквально каждому жителю. Именем его названа улица. В школе создан музей – в нем книги и подборки статей, фотографий, подарки от семьи поэта, от его дочери Чулпан. В Доме культуры в день рождения поэта – литературный праздник, концерт открывается песней «Красная ромашка», ее исполняют на татарском языке. Выступают на вечере поэты из Астрахани, вносятся записи в книгу гостей школьного музея. Славное имя поэта-патриота рождает в душах людей высокие чувства.