Ортопедический институт (архитектор Роман Мельцер), 1902-1906 годы, Александровский парк, 5

Дорогие посетители!
Извините, что обращаемся к вам с просьбой!
Сайт существует на скромные пожертвования читателей и мы будем вам очень признательны, если вы окажете посильную помощь.


Больничное здание сооружалось под покровительством императрицы Александры Федоровны. Программу устройства лечебницы разработал врач- ортопед К. X. Хорн. Ортопедический институт, построенный одним из пионеров петербургского модерна, архитектором Романом Мельцером, стал ключевым образцом новаторских исканий 1900-х гг.
Это здание — чеканная формула рационалистического варианта модерна. Здесь ригористически выражена взаимосвязь между функцией и художественным образом. «Стерильная» лапидарность фасадов, четкость объемной структуры и пуританская гладь поверхностей наглядно раскрывают назначение постройки. Мельцер стремился к эстетизации простоты и целесообразности, подчеркивая значение современных материалов. Ш-образное в плане трехэтажное здание полностью облицовано светлым кирпичом, привезенным из Германии. Тщательно выполненная облицовка, сохранившаяся без повреждений, сама по себе обладает выразительными качествами. Она оттеняет цельность и лаконизм форм здания.

План первого этажа
Самой острой и оригинальной находкой является сплошное остекление лестничных клеток в боковых крыльях здания.
Гигантские прямоугольные проемы-витражи высотой более ю м перекрыты обнаженными металлическими балками.
Железные лестницы системы «Жоли», тонкие металлические переплеты и легкие балконы элементарно простого рисунка изготовлены заводом «Карл Винклер».

Фотография 1907 года
Фотография 1907 года

Вертикальное остекление лестниц воспринимается как конструктивистский прием, шаг в архитектуру 1920-х гг. Присущая модерну тяга к объемным стеклянным формам нашла воплощение в трехгранных выступах-фонариках операционных помещений.

При устройстве и оборудовании института было применено много технических новшеств. Центральный вестибюль и парадная лестница, при скромном оформлении, впечатляют пространственным размахом и динамикой. Главная лестница ведет к домовой церкви, расположенной в конце среднего крыла. На фасаде храма, обращенном к Александровскому парку, установлен крупный майоликовый образ Божией Матери с Младенцем, созданный по оригиналу художника К. С.Петрова-Водкина лондонской фабрикой «Дультон». Обобщенные формы изображения, составленные из больших разнофигурных плит, проникнуты глубоким лиризмом. Это произведение возвышает и одухотворяет строго функциональную архитектуру здания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.