Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!
Больничное здание сооружалось под покровительством императрицы Александры Федоровны. Программу устройства лечебницы разработал врач- ортопед К. X. Хорн. Ортопедический институт, построенный одним из пионеров петербургского модерна, архитектором Романом Мельцером, стал ключевым образцом новаторских исканий 1900-х гг.
Это здание — чеканная формула рационалистического варианта модерна. Здесь ригористически выражена взаимосвязь между функцией и художественным образом. «Стерильная» лапидарность фасадов, четкость объемной структуры и пуританская гладь поверхностей наглядно раскрывают назначение постройки. Мельцер стремился к эстетизации простоты и целесообразности, подчеркивая значение современных материалов. Ш-образное в плане трехэтажное здание полностью облицовано светлым кирпичом, привезенным из Германии. Тщательно выполненная облицовка, сохранившаяся без повреждений, сама по себе обладает выразительными качествами. Она оттеняет цельность и лаконизм форм здания.
План первого этажа
Самой острой и оригинальной находкой является сплошное остекление лестничных клеток в боковых крыльях здания.
Гигантские прямоугольные проемы-витражи высотой более ю м перекрыты обнаженными металлическими балками.
Железные лестницы системы «Жоли», тонкие металлические переплеты и легкие балконы элементарно простого рисунка изготовлены заводом «Карл Винклер».

Вертикальное остекление лестниц воспринимается как конструктивистский прием, шаг в архитектуру 1920-х гг. Присущая модерну тяга к объемным стеклянным формам нашла воплощение в трехгранных выступах-фонариках операционных помещений.
При устройстве и оборудовании института было применено много технических новшеств. Центральный вестибюль и парадная лестница, при скромном оформлении, впечатляют пространственным размахом и динамикой. Главная лестница ведет к домовой церкви, расположенной в конце среднего крыла. На фасаде храма, обращенном к Александровскому парку, установлен крупный майоликовый образ Божией Матери с Младенцем, созданный по оригиналу художника К. С.Петрова-Водкина лондонской фабрикой «Дультон». Обобщенные формы изображения, составленные из больших разнофигурных плит, проникнуты глубоким лиризмом. Это произведение возвышает и одухотворяет строго функциональную архитектуру здания.