Павел Якушкин «Красный Яр»

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

Пополнение в проекте «Астраханская цифровая библиотека»
Павел Якушкин
Красный Яр

(из «Путевых писем»)
опубликовано в «Отечественных записках» в 1871 году
В современной орфографии!!!
OCR + комментарии damir_sh
Оригинал взят в Google Книги.


Формат pdf. Размер файла 457.56 кб. Скачать (файлобменник).
Информация об авторе в кнеге. Под катом находится фрагмент из произведения.
Моряки, вернувшиеся с моря, гуляют ночь дома, а на другой день отправляются в Астрахань для продажи рыбы. По приезде из Астрахани уже начинается в Красном Яру настоящая гульба. Все кабаки полны; по всем улицам разгуливают целую ночь толпы с песнями, довольно глупого содержания. Представьте себе, каково слышать, когда 20 пьяных голосов поют:
Папироска,
Друг мой милый
Мне тебя ли
Не любить!

или:
Отгадай, моя родная,
Отчего я так грустна?

Самая же любимая красноярами песня:
Как на крыше воробей,
Седел он, чиликал;
Из окошечка портной,
Портной девку кликал.

Эта песня целую ночь раздается по Красному Яру, почтя из каждой улице и из каждого кабака. Сочинение этой песни краснояры приписывают себе. Думая, что не должно выносить сор из избы, я и не привожу здесь всей этой, здесь сочиненной песни, а только замечу, что она поется с изменением одного только слова, а именно: портной поет:
Портной девку кликал.
Кузнец:
— Кузнец девку кликал.
Кузнец, купец, столяр и т. д.
Песни покрываются шумом, гамом, из которого резко выдаются энергические восклицания, которые, как говорят, и Пётр I не мог лишить гражданства на площадях и улицах, хотя этим преобразователем и были приняты самые радикальные меры. Говорят, что Пётр I издал указ: кто скажет на улице, на площади непечатное слово, того человека, какого бы чина ни был, пороть нещадно кнутом. Был базарный день; на торжища выходят заплечные мастера, и скоро понадобилась их работа: долго ли ждать на базаре запрещенного слова? Заплечные мастера за дело; толпа, разумеется, окружила и наказующих и наказуемого.
— За что, парень, порют? спросил один гражданин другого.
— А так… (произносит гражданин запрещенное слово), так, за пустяки.
Заплечные мастера, услыхав слово из уст этого гражданина, переменяют предмет своих занятий: прежде помолвившегося отпускают, и кладут помолвившегося после.
— Одначе, дерут (запрещенное слово)! восклицает третий, видимо любовавшийся работою мастеров.
Второго преступника отпускают, кладут третьего, четвертого, десятого, сотого… а базар все не расходится: уж очень занятно на площади. Шутки, смех…
— Хороша баня, Ванька? спрашивает Никулка Ваньку, над которым была только совершена операция.
— Погоди! Будет и тебе то же.
— А ты не говори вперед… подтрунивал Никулка над Ванькой, да и сказал Никулка Ваньке, какого слова не должно произносить.
Положили Никулку.
Проходит день, наступила ночь, — базар не расходится; проходит другой день и другая ночь — базар все стоить. Наступил и третий день, у мастеров белые руки примахались!… Выходит сам император Пётр I-й, видит, что то слово с площади никакою силою не выгонишь, и издал другой указ: за то слово никакого наказания не чинить.
Я этого указа не читал, а в Красном Яру этот указ прочтен, и должно быть, громко прочтен, потому что краснояр, в силу этого указа, решительно не может шагу ступить, не посолив его хорошим словом. В верховых губерниях мне не случалось слышать не только этого слова, но даже и двусмысленности клубничного свойства, сказанной при родственницах родственниками; а в Красном Яру выражения самые оглушительные употребляются в речи, как употребляется соль за обедом. Как вы не стесняетесь за обедом взять соли на вашу тарелку, точно так и краснояр не стесняется присутствием матери, сестры, дочери, и сколько должно, пересыпает свою речь бесцеремонною солью.