Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!
Оригинал бессовестным образом национализирован у
Трамвай в Астрахани, как и во многих других городах, строили с учётом расположения промышленных предприятий, жилых массивов, а также в центральной части города. В советское время сеть активно развивалась, строились новые линии. Трамваи возили рабочих на судоверфь им. Кирова (№3), на Станкозавод, Холодильники Рыбокомбината (тоже №3), Трикотажная фабрика, мясокомбинат (№4), завод им. Сталина (он же) и др.
Но в начале 90-х пассажиропоток на этих направлениях стал резко падать в связи с закрытием и приходом в полный упадок Трикотажной фабрики, Холодильников рыбокомбината, Станкозавода, Судоверфи им. Кирова. А к концу 90-х трамваи вообще начали ощущать дефицит пассажиров из-за появления вездесущих маршруток, воспринимавшихся поначалу многими жителями города на ура.
Уже в начале 2000-х появляется серьёзная проблема с движением трамваев по ул. Свердлова (р-н Больших Исад) в связи с тем, что на дорога постоянно забита машинами, многие из которых стоят прямо на рельсах. Также к этому времени становится очевидным то, что надо срочно обновлять подвижной состав, т.к. все вагоны устарели как морально так и физически. Но на какие деньги? Ни для кого не секрет, что трамвай в Астрахани, как и в других городах — транспорт дотационный. Астраханский трамвай держался за счёт того, что губернатор Гужвин его поддерживал. В 2003 году город даже получил два новых вагона — подарок от Газпрома.
В 2004 году Анатолия Гужвина не стало. В этом же году в Астрахани появился и новый мэр — Сергей Боженов. Именно при Боженове и началась планомерная работа по ликвидации трамвайной системы в городе.
Ходит много версий того, почему мэр Боженов так люто невзлюбил трамвай. От столкновения боженовской иномарки с трамваем на Б. Хмельницкого до позора при катании тогдашнего министра экономического развития России Германа Грефа на этом виде транспорта по "знаменитой" улице Плещеева. Но главная версия — экономическая целесообразность. Трамвай был невыгоден, нерентабелен. Развал СССР подкосил систему, а молниеносное распространение маршруток добило её окончательно.
Первой закрытой линией стала ветка, проходящая через центр города — по Желябова (ныне Адмиралтейская), Фиолетова, снова Желябова, с поворотом на Татар-Базар. Основанием для её ликвидации стали разговоры о том, что гремящие трамваи наносят ущерб астраханскому Кремлю, под стенами которого и проходили рельсы. Кстати, здесь я полностью согласен — трамвай в центре надо было убирать. Таким образом, 18 августа 2005 года 3,5 км. линии были закрыты и демонтированы.
Остальная часть линий работала в обычном режиме, хотя уже было заметно, что вагонов на маршруты выпускается значительно меньше. Это можно увидеть, если посмотреть на гугловских съёмках со спутника тех лет (первые съёмки Астрахани в Гугле датируются 2002-м годом). К тому же постоянные аварии и поломки, а также отключения электроэнергии не давали нормально функционировать рельсовому транспорту.
Тем временем вовсю обсуждались перспективы развития транспортной сети города, где трамваю отводилась второстепенная роль. По одним проектам в Астрахани должен был остаться лишь один маршрут — №4, и работать он должен был на линии от пос. Советский до Холодильников. По другим проектам (а именно — Ген. плану развития города Астрахани, появившемуся на свет в 2007 году), трамвай должен был стать самым быстрым и выгодным транспортом, соединять новые микрорайоны города. По этому проекту предполагался демонтаж почти всех существующих линий и строительство новых по периметру города. Также предполагалось перенести трамвайно-троллейбусный парк в район Судоверфи им. Кирова, где тогда было разворотное кольцо маршрута №3.
Но всем этим планам не суждено было сбыться. Много красивых слов было сказано, много радужных перспектив нарисовано. Но в результате Астрахань пошла по печальному пути уже лишившихся трамвая на тот момент Архангельска и Шахт, где тоже много чего обещали, а в результате тупо закрыли сеть. По слухам, мэр Боженов чётко дал понять: ко Дню города 2008 года (450-летию Астрахани) трамвая быть не должно. Уничтожить этот транспорт надо было любой ценой. И тут начался самый настоящий трамвайный погром…
Если 2006 год был относительно спокойным для астраханского трамвая, то 2007 начался с закрытия ещё одного участка — линии на Холодильники. Собственно, закрывали там только небольшой отрезок в самом конце — разворотное кольцо. Так как именно там начиналось строительство моста через реку Болда в микрорайон Бабаевского. Но разворачиваться трамваям было больше негде, поэтому пришлось закрыть весь участок от ж/д вокзала до Холодильников. Законсервировать — как тогда сообщили для СМИ. И сначала даже в это верилось, ведь рельсы не демонтировали, контактная сеть оставалась нетронутой.
Маршрут №3 стал разворачиваться на мясокомбинате.
Но погром продолжался… 24 мая 2007 года закрывают маршрут №4. Повод тоже железный — ремонт Ивановского моста (Большие Исады). И вся остальная линия (Плещеева, Жилгородок, Адмирала Нахимова — в общей сложности около 19 километров) осталась отрезана. Ведь через центр трамвай уже не ходил…
После этого стало понятно, что дни астраханского трамвая сочтены. Маршрут №3 хоть и ходил, но это была скорее агония. Изуродованные вандалами-граффитистами вагоны ползали по разбитым рельсам абсолютно пустыми и смиренно ждали, когда начнётся ремонт улицы Софьи Перовской, который и приведёт к полному закрытию трамвая в городе. Ремонт на С. Перовской начался 25 июля 2007 года. Он, кстати, не закончен и по сей день…
Символично, что я приехал в Астрахань из Питера в отпуск 24 июля 2007 года, посмотрел на трамвай, заходящий вечером в депо, и подумал, что надо бы на нём прокатиться, а то какой-то он совсем разваливающийся и может вскоре перестать работать. Но не успел…
На этом можно поставить точку. Пока точку. А там, посмотрим…