Полотна Помпео Джироламо Батони в Эрмитаже

Дорогие посетители!
Извините, что обращаемся к вам с просьбой!
Сайт существует на скромные пожертвования читателей и мы будем вам очень признательны, если вы окажете посильную помощь.


Автопортрет. 1773-1774

Батони (Batoni Pompeo) Помпео Джироламо (1708-1787), известный итальянский живописец стиля рококо и неоклассицизма. Родился в Лукке, в семье ювелира. Вероятно уроки отцовского ремесла сказались в последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы. Учился в Риме у Агостино Мазуччи и Себастьяно Конка. Первые произведения, в которых общих чертах оформляется стиль Батони, относятся к началу 1730-х годов.
Судьба Батони сложилась удачно. Он не имел недостатка в заказах на алтарные образы и аллегорические картины. Слава портретиста привлекала в его мастерскую высшую аристократическую знать. Искусство Батони не знало конфликтов с общественным вкусом и находило неизменное признание у современников. Основное направление работ Батони — картины на мифологические и аллегорические сюжеты («Падение Симона-мага», 1741, Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме; «Ахилл у дочерей царя Ликомеда», 1745, Флоренция, Уффици; «Диана и Купидон», 1761, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Святое семейство», 1777; «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком», 1765; «Воздержанность Сципиона Африканского», 1772 — все три Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и портреты (императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского, Художественно-исторический музей, Вена; портрет маркиза Джона Монтермера, собрание герцога Баклей, Ратлэнд и др.).
В ранних работах Помпео Батони сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов («Падение Симона-мага»). Однако изучение творчества Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его стиль. Все чаще художник стал обращаться к сюжетам с аллегорическим подтекстом, в которых немаловажное значение приобретает идея доблести, победы долга над личными привязанностями. Меняется и формальный строй работ Помпео Батони. Художественный язык становится ясным, строгим, форма обозримой, классические мотивы легко узнаются в позах, в трактовке лиц, рисунке обнаженных тел.
В композиционных решениях художника рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением. Однако неоклассический стиль работ Помпео Батони нередко носит поверхностный характер, классические элементы порой облегчаются легкой игривой линией, невесомостью и изяществом формы, сглаженной, почти миниатюрной манерой письма. В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII века.

Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде (1770 г.) Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Размер картины 227 x 298 см, холст, масло. В эпоху Просвещения, в 18 веке сцены из истории подвигов Ахилла, героя Троянской войны, были популярны и широко распространялись в Европе (благодаря творчеству художников), однако сюжет картины Помпео Батони крайне редок: кроме эрмитажного полотна не известно о существовании какой-либо подобной художественной работы. Императрица Екатерина II, заказавшая живописцу Помпео Батони картину, сама выбрала эту тему. В качестве источника послужило сочинение Джованни Боккаччо «Генеалогия богов». Мать Ахилла, морская богиня Фетида, отдала его на воспитание мудрому кентавру Хирону. Узнав, что сын должен погибнуть в войне с троянцами, она решила обмануть судьбу. Тайно Фетида забрала у Хирона спящего Ахилла и на раковине переправила на остров Скирос к царю Ликомеду. В основе строгой композиции художника Батони две арки: ниша в пещере, известного своей ученостью, кентавра Хирона со стоящей в ней гермой и проем в скале, за которым расстилается море. Служанки Фетиды, наяды и нимфы бережно переносят спящего Ахилла на раковину. Рядом Фетида прощается с Хироном. Идеальные пропорции фигур мифологических персонажей напоминают античные статуи. Чистые звучные цвета одежд — синий, красный, белый, розовый — эффектно выделяются на спокойном коричневато-сером фоне скалы.

Воздержанность Сципиона Африканского (1770-1772 гг.) Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Картина известна также под названием «Великодушие Сципиона Африканского». Размер картины 227 x 298 см, холст, масло. Публий Корнелий Сципион Африканский Старший (Publius Cornelius Scipio Africanus Major) (235 до н. э., Рим — 183 до н. э., Литерн, Кампания) — знаменитый римский полководец Второй Пунической войны, победитель Ганнибала, цензор c 199 до н. э., с 199 до н. э. — трижды принцепс сената, консул. Сюжет «Воздержанность Сципиона Африканского» был очень популярен в европейском искусстве начиная с эпохи Возрождения. Сципион в 218 году до н. э. принимал участие в сражениях при Тицине и Треббии. В битве при Каннах (216), в которой римляне были разгромлены Ганнибалом, Сципион сражался в качестве военного трибуна. В 212 году Сципион выдвинул свою кандидатуру на должность римского главнокомандующего в Испании. Высадившись в устье реки Ибер в 209 году и располагая 30-тысячным войском, Сципион предпринял неожиданное нападение на опорный пункт карфагенян в Испании — Новый Карфаген. В городе римлянам досталась огромная добыча, знатные пленники и испанские заложники. Последних Сципион отпустил по домам без выкупа. Историк Тит Ливий рассказывает, что Сципион мог взять в наложницы оказавшуюся среди пленных самую прекрасную и знатную девушку города, но не воспользовался этим правом, а вернул ее жениху (Тит Ливий, Римская история, XXVI, 50). В 207 Сципион нанес поражение карфагенскому полководцу Гасдрубалу и постепенно подчинил Риму большую часть Испании. Проявил дипломатические способности, подготовил вторжение в Африку. Разгромив армию Ганнибала при Заме (202), заключил выгодный для Рима мир. По возвращении в Рим Сципион был встречен с триумфом и прозван Африканским. После разгрома армии карфагенян играл видную роль в политической жизни Рима. С 199 года до нашей эры цензор и принцепс сената, консул. Картина Батони составляет пару полотну «Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде» и по структуре композиции похожа на него. Есть сходство и в цветовом решении: на фоне серовато-коричневой архитектуры выделяются нарядные краски одежд персонажей. Сципион в алом плаще (цвет героя-победителя) передает девушку коленопреклоненному жениху. Белое платье пленницы символизирует ее невинность. Великолепно написаны разнообразные вазы на первом плане. Батони, который в юности занимался ювелирным искусством, любил вводить в свои композиции различные предметы, составляя из них изысканные натюрморты.

Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде.
Скачать полный размер: 1476×1097 px (0,6 Mb)

Воздержанность Сципиона Африканского.
Скачать полный размер: 1476×1089 px (0,7 Mb)

Добавить комментарий