Полотна Помпео Джироламо Батони в Эрмитаже

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!


Автопортрет. 1773-1774

Батони (Batoni Pompeo) Помпео Джироламо (1708-1787), известный итальянский живописец стиля рококо и неоклассицизма. Родился в Лукке, в семье ювелира. Вероятно уроки отцовского ремесла сказались в последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы. Учился в Риме у Агостино Мазуччи и Себастьяно Конка. Первые произведения, в которых общих чертах оформляется стиль Батони, относятся к началу 1730-х годов.
Судьба Батони сложилась удачно. Он не имел недостатка в заказах на алтарные образы и аллегорические картины. Слава портретиста привлекала в его мастерскую высшую аристократическую знать. Искусство Батони не знало конфликтов с общественным вкусом и находило неизменное признание у современников. Основное направление работ Батони — картины на мифологические и аллегорические сюжеты («Падение Симона-мага», 1741, Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме; «Ахилл у дочерей царя Ликомеда», 1745, Флоренция, Уффици; «Диана и Купидон», 1761, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Святое семейство», 1777; «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком», 1765; «Воздержанность Сципиона Африканского», 1772 — все три Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и портреты (императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского, Художественно-исторический музей, Вена; портрет маркиза Джона Монтермера, собрание герцога Баклей, Ратлэнд и др.).
В ранних работах Помпео Батони сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов («Падение Симона-мага»). Однако изучение творчества Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его стиль. Все чаще художник стал обращаться к сюжетам с аллегорическим подтекстом, в которых немаловажное значение приобретает идея доблести, победы долга над личными привязанностями. Меняется и формальный строй работ Помпео Батони. Художественный язык становится ясным, строгим, форма обозримой, классические мотивы легко узнаются в позах, в трактовке лиц, рисунке обнаженных тел.
В композиционных решениях художника рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением. Однако неоклассический стиль работ Помпео Батони нередко носит поверхностный характер, классические элементы порой облегчаются легкой игривой линией, невесомостью и изяществом формы, сглаженной, почти миниатюрной манерой письма. В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII века.

Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде (1770 г.) Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Размер картины 227 x 298 см, холст, масло. В эпоху Просвещения, в 18 веке сцены из истории подвигов Ахилла, героя Троянской войны, были популярны и широко распространялись в Европе (благодаря творчеству художников), однако сюжет картины Помпео Батони крайне редок: кроме эрмитажного полотна не известно о существовании какой-либо подобной художественной работы. Императрица Екатерина II, заказавшая живописцу Помпео Батони картину, сама выбрала эту тему. В качестве источника послужило сочинение Джованни Боккаччо «Генеалогия богов». Мать Ахилла, морская богиня Фетида, отдала его на воспитание мудрому кентавру Хирону. Узнав, что сын должен погибнуть в войне с троянцами, она решила обмануть судьбу. Тайно Фетида забрала у Хирона спящего Ахилла и на раковине переправила на остров Скирос к царю Ликомеду. В основе строгой композиции художника Батони две арки: ниша в пещере, известного своей ученостью, кентавра Хирона со стоящей в ней гермой и проем в скале, за которым расстилается море. Служанки Фетиды, наяды и нимфы бережно переносят спящего Ахилла на раковину. Рядом Фетида прощается с Хироном. Идеальные пропорции фигур мифологических персонажей напоминают античные статуи. Чистые звучные цвета одежд — синий, красный, белый, розовый — эффектно выделяются на спокойном коричневато-сером фоне скалы.

Воздержанность Сципиона Африканского (1770-1772 гг.) Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Картина известна также под названием «Великодушие Сципиона Африканского». Размер картины 227 x 298 см, холст, масло. Публий Корнелий Сципион Африканский Старший (Publius Cornelius Scipio Africanus Major) (235 до н. э., Рим — 183 до н. э., Литерн, Кампания) — знаменитый римский полководец Второй Пунической войны, победитель Ганнибала, цензор c 199 до н. э., с 199 до н. э. — трижды принцепс сената, консул. Сюжет «Воздержанность Сципиона Африканского» был очень популярен в европейском искусстве начиная с эпохи Возрождения. Сципион в 218 году до н. э. принимал участие в сражениях при Тицине и Треббии. В битве при Каннах (216), в которой римляне были разгромлены Ганнибалом, Сципион сражался в качестве военного трибуна. В 212 году Сципион выдвинул свою кандидатуру на должность римского главнокомандующего в Испании. Высадившись в устье реки Ибер в 209 году и располагая 30-тысячным войском, Сципион предпринял неожиданное нападение на опорный пункт карфагенян в Испании — Новый Карфаген. В городе римлянам досталась огромная добыча, знатные пленники и испанские заложники. Последних Сципион отпустил по домам без выкупа. Историк Тит Ливий рассказывает, что Сципион мог взять в наложницы оказавшуюся среди пленных самую прекрасную и знатную девушку города, но не воспользовался этим правом, а вернул ее жениху (Тит Ливий, Римская история, XXVI, 50). В 207 Сципион нанес поражение карфагенскому полководцу Гасдрубалу и постепенно подчинил Риму большую часть Испании. Проявил дипломатические способности, подготовил вторжение в Африку. Разгромив армию Ганнибала при Заме (202), заключил выгодный для Рима мир. По возвращении в Рим Сципион был встречен с триумфом и прозван Африканским. После разгрома армии карфагенян играл видную роль в политической жизни Рима. С 199 года до нашей эры цензор и принцепс сената, консул. Картина Батони составляет пару полотну «Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде» и по структуре композиции похожа на него. Есть сходство и в цветовом решении: на фоне серовато-коричневой архитектуры выделяются нарядные краски одежд персонажей. Сципион в алом плаще (цвет героя-победителя) передает девушку коленопреклоненному жениху. Белое платье пленницы символизирует ее невинность. Великолепно написаны разнообразные вазы на первом плане. Батони, который в юности занимался ювелирным искусством, любил вводить в свои композиции различные предметы, составляя из них изысканные натюрморты.

Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде.
Скачать полный размер: 1476×1097 px (0,6 Mb)

Воздержанность Сципиона Африканского.
Скачать полный размер: 1476×1089 px (0,7 Mb)