«…поползли темные слухи, говорили, что Волгу хотят отвести в сторону от Астрахани»

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

Астраханская газета «Коммунист» (с 1944 г. «Волга»), 21 октября 1925 г.
Экспедиция Совкино в Астрахань
В настоящее время в Астрахани работает экспедиция центральной Московской фабрики Совкино по засъемкам кинокартины «Аня, или Дети революции». Художественное руководство и режиссура поручены О. Преображенской, в качестве оператора приглашен Хватов и администратора — Ай-Артьян.
Картина «Аня» должна отразить героическое настроение детей в дни гражданской войны…
На расходы по съемкам картины «Аня» Совкино ассигновало 90000 рублей.
К. Полупанов

Стал я искать информацию об этом фильме. Нашёл следующее.
Аня
Другое название: Тайна Ани Гай
Режиссеры: Ольга Преображенская, Иван Правов
Сценаристы: Иван Правов, Ольга Преображенская
Оператор: Василий Хватов
Художник: Дмитрий Колупаев
Страна: СССР
Производство: Совкино (1-я фабрика)
Год: 1927
Премьера: 12 апреля 1927
Актеры: Нонна Тимченко, Михаил Жаров, Юлдаш Агзамов (Акзамов), Наум Рогожин, Леонид Юренев
полный список актёров
По мотивам рассказов С.Т.Григорьева «С мешком за смертью» и «Аня Гай».
Аня, потерявшая своих родителей по дороге в родные места, знакомится в поезде с матросом Жданом. На поезд нападают белые. Девочке удается спастись и скрыться. Среди беженцев Аня встречает сверстника-перса Али. Помогая друг другу, дети продолжают свой путь. Юные герои переживут много всевозможных приключений, попадут на пароход, где встретятся с капитаном Жданом, и даже будут участвовать в погоне за контрабандистами, чтобы доставить оружие по назначению. В одной из перестрелок геройски погибнет Али, а Аня и Ждан, выполнив первое важное задание большевиков, вступят в Красную Армию.
Сохранилась только 4-я часть.

Но даже 4-ой части я сети я не встречал. Жаль, конечно, но нашёл ещё вот что!
В противоположность слащавым фильмам с Джейки Куганом, мы хотели показать детей участниками революционной борьбы. В «Ане» дети умирают за революцию, фильма «Аня» героическая романтика — революция, воспринятая и преломленная детскими душами.
<…>Начинался сентябрь, а мы выезжали снимать фильму с 90% летней натуры.<…>
Особого впечатления в Сталинграде на взрослую часть населения экспедиция не произвела. Относились подозрительно к героям — оборванным девчонке и мальчишке, досматривали с сомнением на «главного», т. е. на меня, зато у юной части населения успех наш был потрясающий — видели воочию, что и они могут играть как играют наши герои, кипели таланты в грудях, и нам приходилось плохо.
Команда сопровождающего нас парохода, когда по ходу съемок падали в воду, стреляла и кричала, волновалась, принимала все всерьез, но потом привыкла и настолько, что и не верила настоящим несчастиям. Поэтому, как-то во время налетевшего шторма, когда плот наш начало разносить по бревнышкам, мы получили помощь от находящегося вдали от нас парохода только тогда, когда начали тонуть вне всяких сомнений, по-настоящему.
Странные люди и все высматривающие и выпытывающие невиданные аппараты и треножники, зеркала произвели не совсем обыкновенное впечатление на астраханцев и ввели их в подозрение. По городу, особенно среди приезжавших из деревень рыбаков, поползли темные слухи, говорили, что Волгу хотят отвести в сторону от Астрахани и для того все вымеряют и высматривают, а в порту болтали об американской концессии на все промысла, кино-людей встречали недружелюбно и только тогда, когда начались съемки, город ошалел от сногсшибательной новости — в городе кино-экспедиция. Гостиницу брали приступом толпы народа, в особенности рыбаков, окружили аппарат и не давали работать. А работали вовсю, ибо солнце светило все меньше и меньше. Когда узнали, что нам герои и героини не нужны, пыл немножко спал, но зато возликовали мальчишки — они требовались… С утра гостиницу нашу терроризировал сплошной визг и гомон детей. Заведующий гостиницей метался в страхе среди толпы оборванцев и грязных кино-героев. Сколько искренних и беззаветных юных друзей оставили мы в Астрахани. Нас при отъезде провожали целые толпы, лезли в окна вагона и плакали.
Солнце светило катастрофически реже, но и когда оно светило, дули такие леденящие ветры, что только эти беззаветные кино-служители — дети могли их выдержать, играя «под лето».
Взрослые чувствовали себя скверно. Снимали «напором», крутили две-три смены, грелись минуту, снимались снова. Впереди оставалось море, а в нем все чаще и чаще свирепствовали штормы, и боясь упустить вообще возможность заснять его, выехали спешно на удивительнейшем допотопном судне «Цыгане». Фелюга, привязанная накрепко к пароходу металась, как пробка, то пропадая, то появляясь высоко над пароходом. Думали, что не выдержим. Мимо проходили большие морские суда и, когда мы взывали о помощи, проходили, продолжая свой путь. На другой день подула моряна, выглянуло солнце. «Цыган», благодаря своему высокому корпусу, для съемок не годился. Снимали с островков грязи, выкинутой со дна землечерпалками среди моря, островки расползались, их заливало водой. Спасались бегством к фелюге, уходили на ней верст за 30 в море и продолжали.
Холод стоял пронизывающий, коченело тело, кутали головы платками и полотенцами и снимали «лето». Команда парохода «Уранец», поснимавшаяся у нас день, отказалась, так как многие простудились. А юные наши кино-актеры даже не кашляли, все гнали во всю и сняли. По приезде с моря, снимали снова «лето» на суше. Утром смотрели, не выпал ли снег, если нет — съемка продолжалась.»

(Ольга Преображенская «Аня Гай», Советский экран, 1927, N15)