Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через
Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!
Сегодня, если верить гуглу, исполнилось 166 лет Петеру Карлу Фаберже.
Представляю вам статью И.Полыниной «Поставщик Высочайшего двора…» из журнала «Художник» №10 1990 год.
Пожалуй, ни один ювелир за всю историю не был столь популярен, не удостоился такого количества написанной о нём литературы, такого беспредельного восхищения, как Петер Карл Фаберже (1846-1920). Свой блистательный путь фирма Фаберже начала в 1842-м и прекратила своё существование в 1917 году. Из небольшого ювелирного магазина она выросла в крупное предприятие Петербурга с несколькими филиалами в Москве с 1887, Одессе с 1890, Лондоне с 1903 и Киеве с 1905 года. Первый большой успех пришел в 1882 году, когда на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве Фаберже получил золотую медаль. Через год он начал получать заказы двора и вскоре стал именоваться «Поставщиком Высочайшего двора с правом иметь на вывеске изображение Государственного герба»
В 1885 году на Нюрнбергской выставке изящных искусств один из ведущих мастеров фирмы Эрик Коллин за копии античных сокровищ получил золотую медаль. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже работы Фаберже как члена жюри были показаны вне конкурса. Парижская гильдия мастеров золотого дела удостоила егo звания мэтра, а правительство Франции наградило орденом Почётного легиона. Мастера фирмы также были удостоены различных поощрений (В собрании Государственных музеев Московского Кремля хранится медаль Михаила Перхина, которую он получил на парижской выставке).
Слава о Фаберже распространилась далеко за пределами России. Его заказчиками становятся дворы Европы, в первую очередь Англии, восточные монархи, крупные промышленники, финансисты и другие знаменитости.
Фаберже был присущ редкий дар организатора творческого процесса. Под его руководством работало около 500 мастеров различных ювелирных специальностей: резчиков по камню, эмальеров, миниатюристов. Они производили самые различные изделия часы, табакерки, портсигары, ювелирные украшения, подарки-сувениры, столовое серебро, чайные и кофейные сервизы, оправы для хрустальных ваз, рамки для фотографий, миниатюрные скульптурные фигурки людей, животных, цветы из цветных поделочных камней, подсвечники, бинокли, миниатюрные игрушки, витринки, рояли, столики, кареты и т.п.
Всё, что выходило с клеймом фирмы, будь то предметы массовой продажи для небогатых заказчиков или драгоценные безделушки для многочисленных царствующих дворов Запада и Востока — всё отличалось высоким профессиональным мастерством, поразительной фантазией, неповторимым почерком. Исследователи творчества Фаберже отмечают, что именно сам Петер Карл Фаберже, получивший широкое и фундаментальное образование и учившийся у лучших мастеров во Флоренции, Париже и Дрездене, был главным источником и вдохновителем идей, так же, как и окончательным судьей воплощенного замысла.
Блестящая плеяда мастеров фирмы пользовалась различными техническими приёмами, применяла многоцветное золото, работала с платиной и серебром. Особое место занимало использование прозрачных цветных эмалей, наложенных на резной гильошированный фон, который наносился на золотую или серебряную поверхность предметов специальной гильошировочной машиной. Ни одна ювелирная фирма в мире не смогла достичь такого виртуозного владения этим техническим приёмом. Используя необыкновенно широкий диапазон палитры эмалевых красок (в книгах встречается цифра 144-х цветов и оттенков), мастера каждый раз создавали новый декоративный эффект и особую игру света за счет многообразия узоров фона, то в виде мелких треугольников, то в виде вертикальных или горизонтальных полос, то волнистых или зигзагообразных линий, то мелких чешуек или клеток. Умение добиваться глубокого, насыщенного цвета или еле уловимых переливов тончайших оттенков эмалей поражает воображение.
Заслугой фирмы Фаберже стало широкое применение отечественных поделочных камней, топкое чутьё в их подборе, сочетании друг с другом и другими материалами. Количеством и качеством употреблявшихся камней Фаберже превзошёл всех мастеров мира. Однако драгоценный камень в его работах не был самоцелью. Художник говорил: «Понятно, если сравнить с моим делом такие фирмы как Тиффани, Бушерон, Кортье, то у них, вероятно, найдётся драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1500000 рублей, но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если её цена только в том, что насажено много бриллиантов и жемчугов».
Художественное совершенство каждого изделия обеспечивалось высоким уровнем таланта работавших на фирму мастеров. Главу фирмы отличало редкое умение находить яркие дарования и создавать условия, при которых они могли вполне раскрываться. Почти за полвека у Фаберже сменилось всего три главных мастера-ювелира: Эрик Коллин, Михаил Перхин и Генрих Вигстрем. Они были виртуозными исполнителями многих замечательных идей.
Именно под руководством Михаила Перхина, а после его смерти — Генриха Вигстрема, с 1885 года фирма начала выполнять пасхальные сюрпризы в виде яиц для императора Александра III, а позже для Николая II. Как при жизни Карла Фаберже, так и в наши дни ведутся споры об этих работах. Их называют игрушками для знати, отмечают стилевую подражательность и эклектичность, иногда перегруженность сюжетными деталями, неправомерно применяют термин «кич». Однако даже самых строгих ценителей искусства пасхальные сюрпризы поражают неожиданностью общего решения, новизной и изысканностью секретов, в них содержащихся, сложностью замысла, неиссякаемой фантазией, отточенностью технического мастерства, виртуозным сочетанием самых разных приёмов, тонко найденной масштабностью и композиционным единством. Их по праву считают вершиной творчества Фаберже, именно эти работы выделили фирму среди других и принесли ей всемирную славу.
Тематика пасхальных яиц определялась памятными событиями в жизни русского государства и царской семьи. Это открытие Транссибирской магистрали — яйцо «Транссибирский поезд» (1900), яйцо с памятником Петру I (1903), 100-летие войны с Наполеоном — «Наполеоновское» (1912), «300-летие дома Романовых» с восемнадцатью миниатюрными портретами представителей династии Романовых (1913). В одной из самых крупных коллекций работ Фаберже у американского издателя и бизнесмена Мелколма Форбса хранится яйцо-сюрприз в память о пятнадцатой годовщине вступления на престол императора Николая II. Владелец называет его «дневником царствования последнего русского монарха». На нём можно увидеть миниатюры с коронацией Николая II в Успенском соборе Московского Кремля, открытие моста Александра III в Париже, перенос мощей святого Серафима Саровского, открытие монумента Петру I в Риге, открытие памятника в Полтаве по случаю 200-летия битвы. Каждый сюрприз-яйцо, кроме поразительной эстетической красоты, несёт историческую информацию о времени, в которое оно сделано. Мы не знаем точного числа изготовленных пасхальных яиц. Но из предполагаемых 54-56 только десять сохранилось в Государственных музеях Московского Кремля. Остальные вместе с сотнями других работ русских ювелирных фирм были проданы в 1930-е годы за рубеж.
Ювелирное мастерство фирмы Фаберже мы вынуждены, к сожалнию, в основном изучать по западным коллекциям. В течение нескольких десятилетий искусство русских ювелирных фирм конца XIX — начала XX века пытались представить пышной безвкусицей, эклектикой — хаотическим нагромождением художественных стилей разных эпох, с ложно- и псевдонациональными и западными влияниями. Большой период в истории русского искусства не изучался, не собирался, и именно эти произведения в первую очередь продавались через аукционы на Запад.
Известны случаи, когда музейные работники, рискуя жизнью, прятали от комиссий подобные ювелирные произведения, которые подлежали в лучшем случае продаже, в худшем — безжалостно переплавлялись и навсегда потеряны для мира.
Сравнительно недавно в искусствоведении был принят термин «историзм». Это способствовало переосмыслению эстетических критериев творчества Фаберже и мастеров его круга. Возвращаясь к художественному опыту предшествующих эпох, ювелиры использовали формы, орнаменты, технические приемы мастеров ренессанса, барокко, рококо, классики, ампира. Это помогало лучшим мастерам выразить себя и своё время. На примере пасхальных сюрпризов Фаберже можно проследить влияние древнерусского искусства — яйцо «Транссибирская магистраль», формы эпохи ренессанса — «Ренессанс» и «Яхта «Штандарт», классические строгие, элегантные линии в яйце «Лилии Мадонны», причудливые завитки рококо — в яйце «Память Азова», характерную эмблематику ампира — «Наполеоновское», черты модерна — «Клевер», «Ландыш». Но всегда художник остаётся верен себе. Оригинальность и выразительность, тонкое чувство стиля и фантастическое совершенство проработки деталей сделали Фаберже одним из ярких представителей ювелирного искусства конца прошлого века.
Замечательная идея мэра американского города Сан Диего Морин О’Коннор показать на выставке пасхальные сюрпризы в форме яиц из собрания Государственных музеев Московского Кремля и из коллекции известного бизнесмена Мелколма Форбса вызвала ответное предложение директора Музеев Кремля Ирины Родимцевой устроить выставку не только в США, но и в Москве, в стенах Кремля. Энтузиазм и энергия сотрудников Мулея искусств Сан Диего, особенно в лице Джейн Райс и Мори Стеффорт, привлекли на выставку экспонаты других собрании: королевы Англии Елизаветы II, городов Кливленда и Нового Орлеана, частных коллекционеров. Успех обеих выставок был огромный. Нельзя не согласиться с мыслью известного английского исследователя творчества Фаберже Кинесса Споумана о том, что самые одаренные современные мастера тратят свои способности и талант на решение вопроса, как произвести быстрее, больше и дешевле. Человек нашего времени испытывает ностальгическое чувство утраты вдохновенного искусства, высокого совершенства и отточенного мастерства. Эти качества мы находим в лучших работах прославленной фирмы, этим можно объяснить феномен магического воздействия самого имени Фаберже, неиссякаемого и возрастающего интереса к его творчеству.
Впервые двадцать семь пасхальных сюрпризов демонстрировались в Сан Диего, в США. Благодаря Детскому благотворительному фонду Рональда Макдональда ежедневно около девятисот школьников и студентов города бесплатно посещали выставку. Разработанная программа для волонтёров-гидов обеспечила рассказ у каждой витрины. Молодое поколение Америки впервые знакомилось с историей и культурой далёкой России. Сколько новых вопросов пробудила эта выставка! Какую волну интереса и желание узнать больше вызвало знакомство с частичкой искусства заокеанской страны. Американцы стояли в очереди под жарким южным небом, терпеливо дожидаясь возможности попасть на выставку — увидеть чудо!
В Москве двадцать пять сюрпризов показывали в Кремле, под светлыми сводами старой архитектуры — колокольни Ивана Великого. Те же очереди, то же желание увидеть уникальные редкости, то же восхищение, к которому, правда, примешивалось и некоторое чувство горечи…
Тем не менее как не порадоваться тому факту, что у нас впервые с 1917 года были проведены две выставки работ фирмы Фаберже (первая в Елагинском дворце-музее в Ленинграде). Они вызвали волну интереса у советских зрителей к творчеству незаслуженно забытого соотечественника, вновь открыли возможность отдать должное имени Карла Фаберже, навсегда вписанному в историю русского ювелирного искусства. Хочется привести несколько записей из книги отзывов на выставку в Музеях Кремля: «Поражен, восхищён увиденным! Уходишь с комком в горле. Какая красота. И как жаль, что многое для России утрачено. И все-таки спасибо!..», «Потрясающе! Великолепно! Приятно сознавать, что в России были настоящие артисты, ювелиры с большой буквы. Жаль только, что теперь России принадлежит не так уж и много из того, что здесь показано. И не вернется…», «…После осмотра выставки становишься чище, благороднее. Была бы у всех возможность видеть подобные шедевры — уверен, на земле стало бы меньше зла…»
М.Перхин.
Пасхальное яйцо с весенними цветами.
Золото, платина, бриллианты, драгоценные камни, цветная эмаль. До 1899.
Коллекция журнала «Форбс». Нью-Йорк.
М.Перхин.
Пасхальное яйцо с бутоном розы.
Золото, бриллианты, цветная эмаль. 1895.
Коллекция журнала «Форбс». Нью-Йорк.
М.Перхин.
Пасхальное яйцо в стиле «ренессанс».
Золото, бриллианты, рубины, белый агат, цветная эмаль. 1894.
Коллекция журнала «Форбс». Нью-Йорк.
М.Перхин.
Пасхальное яйцо «сосновая шишка».
Золото, бриллианты, эмаль. 1900.
Неизвестный мастер.
Пасхальное яйцо с моделью Московского Кремля.
Золото, оникс, цветная эмаль. 1904.
Государственные музеи Московского Кремля
М.Перхин, Ю.Николаи.
Яйцо с моделью крейсера «Память Азова».
Золото, платина, бриллианты, рубины, гелиотроп, аквамарин, бархат. 1891.
Оружейная палата Московского Кремля.
М.Перхин
Пасхальное яйцо с портретом императрицы Александры Фёдоровны.
Золото, бриллианты, рубины, жемчуг, бовенит, эмаль. 1890.
Коллекция журнала «Форбс». Нью-Йорк
М.Перхин.
Пасхальное яйцо с ландышами.
Золото, эмаль, бриллианты, рубины, жемчуг, хрусталь, слоновая кость. 1898.
Коллекция журнала «Форбс». Нью-Йорк.
Г.Вигстрем, В.Зуев
Пасхальное яйцо к трёхсотлетию дома Романовых.
Золото, серебро, бриллианты, пурпурин, сталь, стекло, кость. 1913.
Г.Вигстрем
Пасхальное яйцо с моделью яхты «Штандарт».
Золото, серебро, бриллианты, жемчуг, горный хрусталь, лазурит. 1909.
И ещё две работы.