Речники в Сталинградской битве

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

Советский речной транспорт в Великой Отечественной войне

Советский речной транспорт в Великой Отечественной войне. — М.: Воениздат, 1981. — 328 с., 16 л. ил. Тираж 25000 экз.

Книга на сайте: http://militera.lib.ru/research/rechnoy_transport_v_vov/index.html
Труд коллектива авторов рассказывает о вкладе советских речников в достижение победы над врагом в годы Великой отечественной войны, об участии речного флота в обеспечении операций советских войск, в обороне Ленинграда и Сталинграда, в боевых действиях на Амуре. В книге нашли широкое отражение самоотверженность и героизм тружеников речного транспорта, проявленные ими при выполнении заданий Советского правительства и командования фронтов.
Авторский коллектив: кандидат экономических наук М. Н. Чеботарев (руководитель коллектива), А. Н. Абоймов, кандидат исторических наук М. Д. Амусин, кандидат исторических наук В. Я. Нейгольдберг, В. Ф. Саратов, Е. А. Ягодинский.

Глава восьмая. Речники в Сталинградской битве
Беспримерный переход

     С прекращением транзитного движения по Волге в районе Сталинграда значительная часть нефтеналивных судов «Волготанкера» скопилась в Астрахани. Для того чтобы полностью и рационально использовать их, здесь не было возможности, а удары гитлеровской авиации по городу участились. Из находившихся там более 60 нефтеналивных барж на перевозках горючего для Сталинградского фронта было занято всего около 10.
     Первый налет на Астрахань самолеты противника совершили в конце июля 1942 г. С тех пор они часто бомбили город и рейд. С приближением фронта вражеская авиация все чаще, нападала на нефтекараваны в низовьях Волги, подвергала ожесточенной бомбежке Волго-Каспийский канал, промышленные и транспортные объекты города. 9 сентября она нанесла сильный бомбовой удар по судоремонтному заводу имени Ленина и нефтебазе № 5. Нападению подверглась также нефтебаза в селе Ильинка. Возник большой пожар. Огнем были охвачены резервуары с нефтепродуктами, береговая причальная линия, несколько цехов завода и жилые дома. Сгорело 370 тыс. т нефтепродуктов, 40 резервуаров нефтебазы, 48 домов, больница, клуб, школа, здание бассейнового комитета профсоюза речников. Председатель бассейнового комитета Д. Я. Севринов с риском для жизни, получив сильные ожоги и контузию, вынес из помещения Знамя ВЦИК и орден Трудового Красного Знамени, которыми коллектив астраханских речников был награжден еще в 1922 г.
     В сложившейся обстановке требовалось принять срочные меры по спасению нефтеналивного флота. Можно было перевести его на восток, в устье реки Урал, но для морского перехода суда не обладали необходимой прочностью. Да и навигационных приборов на многих из них не было. Между тем в северной части Каспия район малых глубин простирается далеко в море, и плавание судов совершается в значительном удалении от берегов, что ограничивает возможности визуальной ориентировки. К тому же в конце осени здесь наблюдаются частые дожди и туманы. Однако, несмотря на эти обстоятельства, риск морского перехода оправдывался экономической целесообразностью использования нефтефлота в Гурьеве.
     Еще в декабре 1941 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял решение о строительстве резервного Гурьевского порта{1}. Связанный со страной железной дорогой и рекой Урал, Гурьев приобрел важное народнохозяйственное значение. Когда прекратился вывоз нефтепродуктов из Астрахани вверх по Волге, Совнарком СССР дал указание Наркомату морского флота максимально продлить навигацию на Гурьевском рейде и как можно больше завезти в порт светлых нефтепродуктов для отправки их дальше по железной дороге. «Рейдтанкеру», испытывавшему нехватку судов с малой осадкой, были переданы 9 буксирных пароходов «Волготанкера» мощностью 6760 л. с. и 21 баржа грузоподъемностью 166,9 тыс. т{2}. Кроме того, было решено перегнать в Гурьев суда, скопившиеся в Астрахани.
     Для перевозки горючего в район Сталинграда в Астрахани оставили 17 барж. Несколько нефтебарж использовались для вывоза нефтепродуктов к железнодорожной станции Бузан. Горючее транспортировалось сюда и в декабре, после ледостава, с помощью ледокола. Всего на станцию Бузан было доставлено нефтепродуктов 89 тыс. т{3}.
Массовый перевод речных судов по Каспийскому морю, да еще осенью, в сложных метеорологических условиях, осуществлялся впервые. Для предупреждения аварийных ситуаций корпуса некоторых судов были подкреплены; нефтеналивные баржи наполовину заполнили нефтепродуктами или водяным балластом, а сухогрузные на одну треть их грузоподъемности загрузили различным эвакуируемым оборудованием.
     Первым из Астрахани 24 августа отправился в нелегкий путь теплоход «ВЛКСМ». Он на 10 часов раньше срока отбуксировал в Гурьев речные баржи с 14 тыс. т бензина{4}. Вслед за ним, с 28 августа, буксировщики «Волготанкера» ежедневно уходили в море. Кроме них из Астрахани были выведены и суда Нижне-Волжского пароходства.
     Переход до Гурьева продолжался от четырех до шести суток. В этот резервный порт прибыло 32 буксировщика, 6 пассажирских судов, 42 нефтеналивные баржи общей грузоподъемностью 282 тыс. т, 14 сухогрузных барж и две секции дока. Они доставили сюда 98 тыс. т нефтепродуктов, более 200 единиц оборудования оборонных и судоремонтных заводов, воинские грузы, 35 тыс. человек эвакуируемого населения. Кроме того, по заданию Совнаркома СССР речники привели в Гурьев 8 порожних береговых металлических резервуаров для нефти емкостью 5 тыс. т каждый{5}.
     Перевод флота в Гурьев осуществлялся под руководством заместителя наркома речного флота Г. В. Харитонова. Большую роль в его организации сыграли пароходство «Волготанкер» (начальник Н. С. Ромащенко) и Астраханская пристань Нижне-Волжского пароходства под руководством заместителя начальника пристани Е. С. Селезнева. «Это была труднейшая операция, — отмечал нарком речного флота З. А. Шашков. — Только строгий технический расчет, большой опыт вождения судов помогли речникам благополучно завершить эту сложную операцию»{6}.
     Наливные суда, прибывшие в Гурьев, использовались для вывоза нефти с морского рейда, а часть их из-за нехватки береговых емкостей применялась в качестве временных плавучих хранилищ.

{1} См.: Эдлинский С. Ф. Каспийский транспортный флот в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941–1945 гг. М., 1963, с. 74, 151–153.
{2} ЦГАНХ, ф. 9469, оп. 6, д. 24, л. 14, 19.
{3} ЦГАНХ, ф. 9469, оп. 6, д. 24, л. 14, 19.
{4} См.: Эдлинский С. Ф. Каспийский транспортный флот в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941–1945 гг., с. 110.
{5} Используя этот опыт, моряки Каспия в октябре 1942 г. выполнили буксировку резервуаров из Махачкалы в Красноводск.
{6} Волгари в боях за Сталинград, в. 27.